 Арсений Аркадьевич Голенищев-Кутузов происходил из знаменитого дворянского рода. Он родился 26 мая 1848 года в Царском Селе. Детство провел в Петербурге и в Царском Селе, а также в родовом имении Шубино Тверской губернии. После смерти отца в 1859 году переехал с семьей в Москву и поступил в одну из московских гимназий, которую закончил в 1865 году с золотой медалью. Четыре года Голенищев-Кутузов провел в стенах московского университета, обучаясь на юридическом факультете. В 1869 году он продолжил учение в Петербургском университете, который окончил в 1871 году со степенью кандидата прав. Начав служебную карьеру в Государственной канцелярии, Голенищев-Кутузов с перерывами, порой весьма продолжительными, сменил ряд должностей, в 1889 году занял пост управляющего Дворянским и Крестьянским байками, а с 1895 года возглавил личную канцелярию императрицы Марии Федоровны. На этой службе Голенищев-Кутузов оставался около двадцати лет, до конца своей жизни. Служебная карьера, тесные связи с консервативными придворными кругами отнюдь не способствовали серьезному поэтическому творчеству. Между тем Голенищев-Кутузов с юных лет испытывал тягу к поэзии, проявив довольно рано незаурядный лирический талант. Всю жизнь он преклонялся перед Пушкиным, испытал воздействие Тютчева, А. Н. Майкова и Фета, которых считал своими непосредственными поэтическими учителями. Первые его стихотворения опубликованы в 1869 году в журнале "Заря", регулярные выступления в печати относятся к началу 70-х годов. Лучшие произведения Голенищев-Кутузов создал в годы, свободные от службы, в пору живого общения с некоторыми замечательными деятелями русского искусства последней трети XIX века. В 1873 году Голенищев-Кутузов сблизился с М. П. Мусоргским и В. В. Стасовым. Он становится постоянным посетителем музыкальных вечеров В. В. Стасова, на которых собирались виднейшие в то время артисты, композиторы, художники, литераторы. В творческом содружестве с Мусоргским были созданы многие лучшие произведения поэта. М. П. Мусоргский очень высоко оценивал поэтический дар Голенищева-Кутузова: "После Пушкина и Лермонтова я не встречал того, что встретил в Кутузове, - писал Мусоргский В. В. Стасову, - везде нюхается свежесть хорошего теплого утра, при технике бесподобной, ему прирожденной..." {М. П. Мусоргский, Письма и документы, М.-Л., 1932, с. 254.} На слова Голенищева-Кутузова композитор написал два вокальных цикла - "Без солнца" (1874) и "Песни и пляски смерти" (1875-1877) и ряд других значительных произведений. При содействии Стасова в 1875 году в журнале "Дело" появилось первое большое произведение Голенищева-Кутузова - поэма "Гашиш", вызвавшая многочисленные отклики критики. С большим интересом к замыслу этой поэмы относился И. С. Тургенев. В письме к В. В. Стасову от 23 октября (4 ноября) 1874 года он спрашивал: "Вы мне не пишете - напечатан ли "Гашиш" Кутузова или еще существует только в рукописи. Очень бы хотелось мне его прочесть. Сюжет мне нравится - отличная рама для разнообразных картин". {И. С. Тургенев, Полное собрание сочинений и писем. Письма, т. 10, М.-Л., 1965, с. 317.} Однако после того, как Тургенев ознакомился с поэмой, он остался неудовлетворен ее содержанием и отозвался о ней достаточно строго: "Вещица недурная - но только. Неприятно действует (особенно в таком сюжете!) скудость воображения и красок. Перенес ты меня на Восток, да еще опьянелый - так удивляй и кружи меня до самозабвения - а тут ты с усилием выдавливаешь из себя какие-то бледноватые капельки... И того особенного, сонно-фантастического и следа нет в этой поэмке". {И. С. Тургенев, Письма, т. 11, М.-Л., 1966, с. 108.} После женитьбы в 1876 году образ жизни Голенищева-Кутузова изменился, несколько лет подряд он провел в родовом имении, увлекаясь уездной дворянской деятельностью и хозяйственными делами. В его отношениях с Мусоргским наступила полоса охлаждения, хотя связи между ними сохранялись до самой смерти композитора. Впоследствии в своих "Воспоминаниях о М. П. Мусоргском" Голенишев-Кутузов пытался доказать, искажая идейную эволюцию комповитора, что в конце своей жизни Мусоргский освободился от гнета "чуждых его природе теорий и тенденций" 60-х годов и сблизился с направлением "чистого искусства", к которому примкнул сам поэт. {"Музыкальное наследство", М., 1935, с. 29.} Характерно в связи с этим то, что Голеншцев-Кутузов из своих последних собраний сочинений исключал многие написанные для Мусоргского стихотворные тексты или давал их в переработанном виде. Начало литературной деятельности Голенищева-Кутузова отмечено кратковременными, непоследовательными попытками сближения с демократическими и либеральными кружками. Он печатался в журналах "Дело", "Вестник Европы", пытался установить связь с "Отечественными записками", но его сотрудничество было решительно отвергнуто Н. А. Некрасовым, посчитавшим, что представленные в журнал стихотворения Голенищева-Кутузова "не удобны для помещения в "Отечественных записках"". {См.: "Литературное наследство", т. 53-54, М., 1949, с. 152.} Консервативная общественная позиция Голенищева-Кутузова ясно определилась уже в первом его поэтическом сборнике "Затишье и буря" (1878), получившем резкую оценку демократической критики. {См.: "Отечественные записки", 1878, No 7, библиографический листок, с. 108-111.} В 1884 году вышел в свет второй сборник стихотворений Голенищева-Кутузова. В художественном отношении он уступал первому и отличался более откровенной славянофильской тенденциозностью. {Славянофильская направленность этого сборника была отмечена в рецензии "Отечественных записок" следующим образом: "Не обошлось, конечно, в сборнике без стихотворений, отдающих специфическим, славянофильским запахом... они представляют из себя старую погудку на новый лад, перепевы того, что двадцать раз было пето другими поэтами, вкусившими от плода славянофильства: предрекание родине небывалого могущества и славы, обеты смиренья, сетованье о том, что мы порвали связь с прошлым нашей отчизны и нашего народа - кому это неизвестно, кому это не успело надоесть? Надо сказать правду - не разнообразны и не богаты мотивы славянофильской поэзии" ("Отечественные записки", 1884, No 5, отд. "Новые книги", с. 249).} Произведения Голенищева-Кутузова появлялись на страницах журнала "Русский вестник", газет "Санкт-Петербургские ведомости" и "Новое время". В 80-е годы Голенищев-Кутузов становится центральной фигурой салонно-аристократических литературных кругов. Свое кредо Голенищев-Кутузов изложил в серии литературно-публицистических статей, направленных против просветительской эстетики 60-х годов, в защиту "чистого искусства". В 1894 году вышло в свет собрание стихотворений А. А. Голенищева-Кутузова в двух томах. К нему приходит официальная слава. Ему часто поручают оценку поэтических произведений, представленных на академическую Пушкинскую премию. В 1900 году А. А. Голенищев-Кутузов вместе с Л. Н. Толстым, А. П. Чеховым, В. Г. Короленко, А. М. Жемчужниковым, А. Ф. Кони и В. С. Соловьевым был избран почетным академиком "по разряду изящной словесности". В 1904-1905 годах, после издания сочинений в трех томах, А. А. Голенищев-Кутузов начал работу над обширной трилогией в прозе - "Даль зовет", "Жизнь зовет", "Бог зовет", из которой успел напечатать в 1907 году только первую часть. В 1912 году он выпустил небольшой сборник своих последних стихотворений "На закате" и прозаический сборник "На летучих листках". А. А. Голенищев-Кутузов умер 26 января 1913 года.
В годину смут, унынья и разврата
Не осуждай заблудшего ты брата;
Но, ополчась молитвой и крестом,
Пред гордостью - свою смиряй гордыню,
Пред злобою - любви познай святыню
И духа тьмы казни в самом себе.
Не говори: "Я капля в этом море,
Моя печаль бессильна в общем горе,
Моя любовь бесследно пропадет... "
Смирись душой - и мощь свою постигнешь,
Поверь любви - и горы ты подвигнешь
И укротишь пучину бурных вод. ------------------------------------------- Голос БожийКогда скорблю я духом
О суете земной,
Какой-то голос чудный
Беседует со мной.
Его созвучий прелесть
Молитвенно чиста,
Вторить им не посмеют
Греховные уста.
Его слова святые
Я слышу, как во сне, —
Но все при Нем так ясно
И так понятно мне.
И счастия земного
Тогда я не прошу,
И сознаю, что Бога
В груди моей ношу.
Для битвы честной и суровой
Для битвы честной и суровой
С неправдой, злобою и тьмой
Мне Бог дал мысль, мне Бог дал слово,
Свой мощный стяг, свой меч святой.
Я их приял из божьей длани,
Как жизни дар, как солнца свет, -
И пусть в пылу на поле брани
Нарушу я любви завет;
Пусть, правый путь во тьме теряя,
Я грех свершу, как блудный сын, -
Господень суд не упреждая,
Да не коснется власть земная
Того, в чем властен Бог един!
Да, - наложить на разум цепи
И слово может умертвить
Лишь тот, кто властен вихрю в степи
И грому в небе запретить!
1884 год
Меж тем как вкруг тельца златого
Меж тем как вкруг тельца златого,
Безумна, алчна и слепа,
В забвеньи божеского слова
Пирует шумная толпа, -
На праздник суетный и дикий
Гляжу безмолвно я сквозь слез
И жду, чтоб вновь пророк великий
Скрижали истины принес;
Чтобы сверкнул он гневным взором,
Как грозной молнии лучом,
Чтоб над ликующим позором
С Синая грянул древний гром!
Но гром молчит; забытый миром
Почивший Бог уж не грозит,
И в восхищеньи пред кумиром
Толпа и пляшет, и шумит;
Растет и блещет пир безумный,
Ему нет меры и конца,
Как волн морских потехе шумной
Вкруг лодки сирого пловца!
Не в ласке девственной лазури
Не в ласке девственной лазури
И не в лобзаньях тьмы ночной -
В огнях грозы и в стонах бури
Мне внятен вечности покой.
Сквозь шум и вихрь стихий мятежных,
Сквозь знойной страсти вопль и бред
Ясней он шлет с высот безбрежных
Свой всепрощающий привет.
И чем больнее буря стонет,
Чем злее страсть, безумней сны,
Тем безвозвратней, глубже тонет
Душа в блаженстве тишины!
1894 год
Так жить нельзя!
Так жить нельзя! В разумности притворной,
С тоской в душе и холодом в крови,
Без юности, без веры животворной,
Без жгучих мук и счастия любви,
Без тихих слез и громкого веселья,
В томлении немого забытья,
В унынии разврата и безделья...
Нет, други, нет - так дольше жить нельзя!
Сомнений ночь отрады не приносит,
Клевет и лжи наскучили слова,
Померкший взор лучей и солнца просит,
Усталый дух алкает Божества.
Но не прозреть нам к солнцу сквозь тумана,
Но не найти нам Бога в дальной тьме:
Нас держит власть победного обмана,
Как узников в оковах и тюрьме.
Не веет в мир мечты живой дыханье,
Творящих сил иссякнула струя,
И лишь одно не умерло сознанье -
Не то призыв, не то воспоминанье, -
Оно твердит: так дольше жить нельзя!
7 декабря 1884
|