Воскресенье, 29.06.2025, 07:36
Стихи о Боге Классики и современники
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
ТВОЙ КАБИНЕТ
гость
Группа: Гости
Время: 07:36
Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите в свой аккаунт.
Добавить
По вопросам размещения рекламы пишите в "Обратная связь"
Меню сайта
Стихи о Боге
Азы стихосложения
Поэмы
Объявления
Главная » 2011 » Февраль » 19 » Голенищев-Кутузов Арсений Аркадьевич Духовная поэзия
13:08
Голенищев-Кутузов Арсений Аркадьевич Духовная поэзия

Арсений Аркадьевич Голенищев-Кутузов происходил из знаменитого
дворянского рода. Он родился 26 мая 1848 года в Царском Селе. Детство провел
в Петербурге и в Царском Селе, а также в родовом имении Шубино Тверской
губернии. После смерти отца в 1859 году переехал с семьей в Москву и
поступил в одну из московских гимназий, которую закончил в 1865 году с
золотой медалью. Четыре года Голенищев-Кутузов провел в стенах московского
университета, обучаясь на юридическом факультете. В 1869 году он продолжил
учение в Петербургском университете, который окончил в 1871 году со степенью
кандидата прав.
Начав служебную карьеру в Государственной канцелярии,
Голенищев-Кутузов с перерывами, порой весьма продолжительными, сменил ряд
должностей, в 1889 году занял пост управляющего Дворянским и Крестьянским
байками, а с 1895 года возглавил личную канцелярию императрицы Марии
Федоровны. На этой службе Голенищев-Кутузов оставался около двадцати лет, до
конца своей жизни.
Служебная карьера, тесные связи с консервативными придворными кругами
отнюдь не способствовали серьезному поэтическому творчеству. Между тем
Голенищев-Кутузов с юных лет испытывал тягу к поэзии, проявив довольно рано
незаурядный лирический талант. Всю жизнь он преклонялся перед Пушкиным,
испытал воздействие Тютчева, А. Н. Майкова и Фета, которых считал своими
непосредственными поэтическими учителями.
Первые его стихотворения опубликованы в 1869 году в журнале "Заря",
регулярные выступления в печати относятся к началу 70-х годов. Лучшие
произведения Голенищев-Кутузов создал в годы, свободные от службы, в пору
живого общения с некоторыми замечательными деятелями русского искусства
последней трети XIX века.
В 1873 году Голенищев-Кутузов сблизился с М. П. Мусоргским и В. В.
Стасовым. Он становится постоянным посетителем музыкальных вечеров В. В.
Стасова, на которых собирались виднейшие в то время артисты, композиторы,
художники, литераторы. В творческом содружестве с Мусоргским были созданы
многие лучшие произведения поэта. М. П. Мусоргский очень высоко оценивал
поэтический дар Голенищева-Кутузова: "После Пушкина и Лермонтова я не
встречал того, что встретил в Кутузове, - писал Мусоргский В. В. Стасову, -
везде нюхается свежесть хорошего теплого утра, при технике бесподобной, ему
прирожденной..." {М. П. Мусоргский, Письма и документы, М.-Л., 1932, с.
254.} На слова Голенищева-Кутузова композитор написал два вокальных цикла -
"Без солнца" (1874) и "Песни и пляски смерти" (1875-1877) и ряд других
значительных произведений. При содействии Стасова в 1875 году в журнале
"Дело" появилось первое большое произведение Голенищева-Кутузова - поэма
"Гашиш", вызвавшая многочисленные отклики критики. С большим интересом к
замыслу этой поэмы относился И. С. Тургенев. В письме к В. В. Стасову от 23
октября (4 ноября) 1874 года он спрашивал: "Вы мне не пишете - напечатан ли
"Гашиш" Кутузова или еще существует только в рукописи. Очень бы хотелось мне
его прочесть. Сюжет мне нравится - отличная рама для разнообразных картин".
{И. С. Тургенев, Полное собрание сочинений и писем. Письма, т. 10, М.-Л.,
1965, с. 317.} Однако после того, как Тургенев ознакомился с поэмой, он
остался неудовлетворен ее содержанием и отозвался о ней достаточно строго:
"Вещица недурная - но только. Неприятно действует (особенно в таком сюжете!)
скудость воображения и красок. Перенес ты меня на Восток, да еще опьянелый -
так удивляй и кружи меня до самозабвения - а тут ты с усилием выдавливаешь
из себя какие-то бледноватые капельки... И того особенного,
сонно-фантастического и следа нет в этой поэмке". {И. С. Тургенев, Письма,
т. 11, М.-Л., 1966, с. 108.}
После женитьбы в 1876 году образ жизни Голенищева-Кутузова
изменился, несколько лет подряд он провел в родовом имении, увлекаясь
уездной дворянской деятельностью и хозяйственными делами. В его отношениях с
Мусоргским наступила полоса охлаждения, хотя связи между ними сохранялись до
самой смерти композитора. Впоследствии в своих "Воспоминаниях о М. П.
Мусоргском" Голенишев-Кутузов пытался доказать, искажая идейную эволюцию
комповитора, что в конце своей жизни Мусоргский освободился от гнета "чуждых
его природе теорий и тенденций" 60-х годов и сблизился с направлением
"чистого искусства", к которому примкнул сам поэт. {"Музыкальное
наследство", М., 1935, с. 29.}
Характерно в связи с этим то, что Голеншцев-Кутузов из своих последних
собраний сочинений исключал многие написанные для Мусоргского стихотворные
тексты или давал их в переработанном виде.
Начало литературной деятельности Голенищева-Кутузова отмечено
кратковременными, непоследовательными попытками сближения с демократическими
и либеральными кружками. Он печатался в журналах "Дело", "Вестник Европы",
пытался установить связь с "Отечественными записками", но его сотрудничество
было решительно отвергнуто Н. А. Некрасовым, посчитавшим, что представленные
в журнал стихотворения Голенищева-Кутузова "не удобны для помещения в
"Отечественных записках"". {См.: "Литературное наследство", т. 53-54, М.,
1949, с. 152.}
Консервативная общественная позиция Голенищева-Кутузова ясно
определилась уже в первом его поэтическом сборнике "Затишье и буря" (1878),
получившем резкую оценку демократической критики. {См.: "Отечественные
записки", 1878, No 7, библиографический листок, с. 108-111.} В 1884 году
вышел в свет второй сборник стихотворений Голенищева-Кутузова. В
художественном отношении он уступал первому и отличался более откровенной
славянофильской тенденциозностью. {Славянофильская направленность этого
сборника была отмечена в рецензии "Отечественных записок" следующим образом:
"Не обошлось, конечно, в сборнике без стихотворений, отдающих специфическим,
славянофильским запахом... они представляют из себя старую погудку на новый
лад, перепевы того, что двадцать раз было пето другими поэтами, вкусившими
от плода славянофильства: предрекание родине небывалого могущества и славы,
обеты смиренья, сетованье о том, что мы порвали связь с прошлым нашей
отчизны и нашего народа - кому это неизвестно, кому это не успело надоесть?
Надо сказать правду - не разнообразны и не богаты мотивы славянофильской
поэзии" ("Отечественные записки", 1884, No 5, отд. "Новые книги", с. 249).}
Произведения Голенищева-Кутузова появлялись на страницах журнала "Русский
вестник", газет "Санкт-Петербургские ведомости" и "Новое время". В 80-е годы
Голенищев-Кутузов становится центральной фигурой салонно-аристократических
литературных кругов.
Свое кредо Голенищев-Кутузов изложил в серии
литературно-публицистических статей, направленных против просветительской
эстетики 60-х годов, в защиту "чистого искусства".
В 1894 году вышло в свет собрание стихотворений А. А.
Голенищева-Кутузова в двух томах. К нему приходит официальная слава. Ему
часто поручают оценку поэтических произведений, представленных на
академическую Пушкинскую премию. В 1900 году А. А. Голенищев-Кутузов вместе
с Л. Н. Толстым, А. П. Чеховым, В. Г. Короленко, А. М. Жемчужниковым, А. Ф.
Кони и В. С. Соловьевым был избран почетным академиком "по разряду изящной
словесности".
В 1904-1905 годах, после издания сочинений в трех томах, А. А.
Голенищев-Кутузов начал работу над обширной трилогией в прозе - "Даль
зовет", "Жизнь зовет", "Бог зовет", из которой успел напечатать в 1907 году
только первую часть. В 1912 году он выпустил небольшой сборник своих
последних стихотворений "На закате" и прозаический сборник "На летучих
листках".
А. А. Голенищев-Кутузов умер 26 января 1913 года.




В годину смут, унынья и разврата
Не осуждай заблудшего ты брата;

Но, ополчась молитвой и крестом,
Пред гордостью - свою смиряй гордыню,
Пред злобою - любви познай святыню
И духа тьмы казни в самом себе.

Не говори: "Я капля в этом море,

Моя печаль бессильна в общем горе,
Моя любовь бесследно пропадет... "

Смирись душой - и мощь свою постигнешь,

Поверь любви - и горы ты подвигнешь
И укротишь пучину бурных вод.

-------------------------------------------

Голос Божий

Когда скорблю я духом
О суете земной,
Какой-то голос чудный
Беседует со мной.
Его созвучий прелесть
Молитвенно чиста,
Вторить им не посмеют
Греховные уста.
Его слова святые
Я слышу, как во сне, —
Но все при Нем так ясно
И так понятно мне.
И счастия земного
Тогда я не прошу,
И сознаю, что Бога
В груди моей ношу.



Для битвы честной и суровой


Для битвы честной и суровой
С неправдой, злобою и тьмой
Мне Бог дал мысль, мне Бог дал слово,
Свой мощный стяг, свой меч святой.
Я их приял из божьей длани,
Как жизни дар, как солнца свет, -
И пусть в пылу на поле брани
Нарушу я любви завет;
Пусть, правый путь во тьме теряя,
Я грех свершу, как блудный сын, -
Господень суд не упреждая,
Да не коснется власть земная
Того, в чем властен Бог един!
Да, - наложить на разум цепи
И слово может умертвить
Лишь тот, кто властен вихрю в степи
И грому в небе запретить!

1884 год



Меж тем как вкруг тельца златого


Меж тем как вкруг тельца златого,
Безумна, алчна и слепа,
В забвеньи божеского слова
Пирует шумная толпа, -
На праздник суетный и дикий
Гляжу безмолвно я сквозь слез
И жду, чтоб вновь пророк великий
Скрижали истины принес;
Чтобы сверкнул он гневным взором,
Как грозной молнии лучом,
Чтоб над ликующим позором
С Синая грянул древний гром!
Но гром молчит; забытый миром
Почивший Бог уж не грозит,
И в восхищеньи пред кумиром
Толпа и пляшет, и шумит;
Растет и блещет пир безумный,
Ему нет меры и конца,
Как волн морских потехе шумной
Вкруг лодки сирого пловца!


Не в ласке девственной лазури


Не в ласке девственной лазури
И не в лобзаньях тьмы ночной -
В огнях грозы и в стонах бури
Мне внятен вечности покой.

Сквозь шум и вихрь стихий мятежных,
Сквозь знойной страсти вопль и бред
Ясней он шлет с высот безбрежных
Свой всепрощающий привет.

И чем больнее буря стонет,
Чем злее страсть, безумней сны,
Тем безвозвратней, глубже тонет
Душа в блаженстве тишины!

1894 год



Так жить нельзя!


Так  жить  нельзя! В разумности притворной,
С тоской в душе и холодом в крови,
Без юности, без веры животворной,
Без жгучих мук и счастия любви,
Без тихих слез и громкого веселья,
В томлении немого забытья,
В унынии разврата и безделья...

Нет, други, нет - так дольше жить нельзя!
Сомнений ночь отрады не приносит,
Клевет и лжи наскучили слова,
Померкший взор лучей и солнца просит,
Усталый дух алкает Божества.

Но не прозреть нам к солнцу сквозь тумана,
Но не найти нам Бога в дальной тьме:
Нас держит власть победного обмана,
Как узников в оковах и тюрьме.

Не веет в мир мечты живой дыханье,
Творящих сил иссякнула струя,
И лишь одно не умерло сознанье -
Не то призыв, не то воспоминанье, -
Оно твердит: так дольше жить нельзя!

7 декабря 1884







Категория: Новости сайта Стихи о Боге | Просмотров: 1035 | Добавил: svetikpoet | Теги: Голенеищев - Кутузов, духовная поэзия | Рейтинг: 0.0/0
Поиск стихов
Опрос
Нужно ли учиться писать стихи?
Всего ответов: 103
Интервью с поэтом
Статьи о поэзии
Друзья сайта
Архив
Статистика

Copyright MyCorp © 2025