О талантливом 19-летнем
русском поэте Илье Тюрине,
трагически погибшем 24 августа 1999 года, написано
много.
Короткий, но чрезвычайно плодотворный жизненный
путь
поражает: к шестнадцати годам его творчество,
начавшееся
очень рано, достигло своего высшего значения: Илья
писал
по два, иной раз – по три стихотворения в день. А
толчком
к необычайному «выбросу» стихов стало известие о
смерти
его кумира – поэта, лауреата Нобелевской премии
Иосифа
Бродского. Он умер во сне в Нью-Йорке, 28 января
1996
года. На следующий день Илья Тюрин запишет в
дневнике:
«...Хочу написать для Бродского... Перекопал всю
Библию и
наконец нашел – «Сны Иосифа». Так и назову...» В
другом
стихотворении читаем: «Это ты подобрал мне мой
путь…» В
январе 1997 года напишет он и небольшое эссе,
посвященное
памяти Бродского. Сейчас, когда оба они
принадлежат
Вечности, нам хочется дать вам возможность
прочитать эти
строки поэта о поэте.
ИОСИФ
БРОДСКИЙ
… Время, столкнувшись с памятью, узнает о своем бесправии.
Иосиф Бродский
По-видимому, самое ценное, что оставляет по себе тело человека,
расставшись с душой человека, – это тема для общения. Ценное в том
смысле,
что, извернувшись удачнее, можешь извлечь из этого общения кое-что
и для
себя, благо с мертвым не придется ни спорить, ни делиться. Пишущий
или
говорящий о чужой смерти – практически потенциальная жертва для
беса,
потому что далеко не всякий способен на самообман такой силы, как
ответственность перед пустым местом. Единственная вещь, которая
облегчает
при этом неловкость пишущего и говорящего – понимание того, что
твой
голос, твой почерк, твоя боль тебе и никому вообще не принадлежат,
–
потому что тот, кому они могли бы принадлежать, исчез. Все, что по
случаю
смены государственной моды публикуется теперь о Бродском, к нашему
счастью, не принадлежит ни нам, ни ему. Если некогда слова
дополняли его
жизнь, то сейчас они – то, что нам его с переменным успехом
заменяет,
таким образом служа естественному в природе забыванию. Отсюда и
рост их
количества.
Уже год, как мы забываем Иосифа Бродского. Учитывая повадки
времени,
думать надо не о том, что это малый срок, но о том, что меньше уже
не
будет. Можно верить в отдаление души от Земли хотя бы уже потому,
что
расстояние между нами, как мы видим, действительно увеличилось. И
поскольку это расстояние измеряется не от человека, а от момента
его
исчезновения, мы имеем полное право позаботиться и о себе, думая о
Бродском. Смерть объединяет всех, кто застал ее в живых, уже
потому, что с
этой секунды отсчитывается уже их время, и отныне они действуют
именно
сообществом – как бы это ни напоминало эгоизм. Может быть, самое
печальное
в смерти то, что эгоизм при известии о ней неизбежен: хотя разум и
пытается сострадать, ногам все же остается больше места на
поверхности.
Боюсь, что лишь этот факт и позволяет мертвым рассчитывать на
благодарность.
Наше сожаление не так легко купить. Неизвестно, сколько тратишь на
это –
не говоря о том, что тратишь на это жизнь. Не думаю, что сумма,
накапливаемая поэтом на шок после его смерти, достается ему проще,
чем
остальным. Дело не в том, сколько его сил уходит на стихи и каково
качество этих сил, а в том, что он единственный знает, для какой
ничтожной
эмоции окружающих он приближается к гибели. В понятии загробного
мира, при
всем нашем оцепенении перед ним, все-таки сохраняется слабый
привкус
сюрприза, приятной неизвестности: он-то и удерживает наш страх
смерти в
разумных пределах, и думаю, именно ему мы обязаны возможностью
самоубийств. Трагедия же поэта заключается в том. что его
представления
лишены всякого привкуса: если он даже и не чувствует смерть с
большей
определенностью, чем другие, то она при любых обстоятельствах
составляет
предмет его профессиональной деятельности. Смерть, грубо говоря,
входит в
планы поэта на будущее как одно из ярких событий жизни. Именно
поэтому
стихотворца чаще длительно губят, чем просто убивают; именно
поэтому в
восторженном списке «бессмертных» умершие поэты на втором месте
после
Бога.
...Я был в восторге частного человека, когда увидел движущегося
Иосифа
Бродского. Это был фильм, и именно потому, что это был фильм,
удачных
моментов, ракурсов, позиций там было значительно больше, чем их
бывает вне
пленки. Когда круглые, в тонкой оправе, очки Бродского отразили
вместе с
оградами и шпилями венецианское солнце, а монолитные лицо, шея и
воротник
от близости воды стали медного цвета – я понял: Бродского нет, это
просто
прекрасный старинный дом, печной дымоход на закате или башня с
часами. К
чему мы говорим о человеке, приблизиться к которому нам мешает
столь
многое, что его смерть – лишь одна из причин? Почему нам не
сделать так,
чтобы взгляд на солнечный дымоход, кирпичную стену, башню или
канал стал
равноценен мыслям о смерти? В конце концов, смерть не существует
для нас
без того, что можно испытывать едва ли не ко всему: без чувств
любви и
памяти.
Илья ТЮРИН
Москва, январь 1997
|