Есть пророки, которым дано "истину царям с улыбкой
говорить." И. А. Крылов не был таким поэтом-пророком. Он скорее подобен
восточному мудрецу, загадывающему людям загадки, чтобы их научить и
вразумить.
Истину своего литературного служения он сам назвал
"истиной впол-открытой." Было бы неверно думать, что истина
"впол-открытая" есть полуистина. Нет, это полная истина, только
"засвеченная малым огоньком," чтобы не поранить больных, привыкших к
нравственной тьме, душевных глаз человека, не выносящих божественного
света.
Один крыловский современник так оценил творчество
Крылова: "как ты, любезный тятенька пишешь, пишешь это для всех: для
малого, для старого, для ученого и простого и все тебя прославляют...
Басни твои — это не басни, а апостол." Простодушный читатель угадал
нечто глубокое. И поэт князь Вяземский выразил эту же мысль в своих
стихах, прочтенных им в день пятидесятилетия литературной деятельности
Крылова, 2-го февраля 1838 года:
Где нужно, он навесть умеет
Свое волшебное стекло,
И в зеркале его яснеет
Суровой истины чело.
С удивительной простотой и силой в басне "Василек"
раскрыта притча о Господе Боге и о человеке, которого, из-за его
слабости и незначительности, окружающие унижают, считают недостойным
благ мира. Но солнце Божье одинаково светит на всех людей, на все цветы
творения, взращивая и животворя их.
В басне "Лань и дервиш" Крылов раскрывает существо истинной любви. Это существо есть бескорыстие:
Младая лань, своих лишась любезных чад,
Еще сосцы имея отягченны,
Нашла в лесу двух малых волченят
И стала выполнять долг матери священный,
Своим питая их млеком...
Дервиш изумлен поступком лани. Как она может помогать
и даже спасать жизнь существам другого происхождения? Но лань, не
считаясь с утилитаристическими доводами дервиша, продолжает источать
свое материнское молоко и этим открывает фанатику дервишу совсем
непонятную для него истину, что для существа доброго, творить добро всем
есть радость, а не творить добра — мучение; что смысл всей жизни — в
этой бескорыстной, переливающейся чрез край любви... В противоположность
этой христианской идее, Крылов показал истину непрочности дружбы,
основанной лишь на материалистическом принципе "борьбы за
существование." Полкан и Барбос высказывают друг другу чувства
товарищества и дружбы. Но вот повар — как образ человеческой истории —
бросает кость. И принцип материализма, "экономическое бытие определяет
сознание," торжествует, собаки друзья бросаются друг на друга. Басня
"Собачья дружба" ясно показывает бессмысленность дружбы, основанной на
материализме, не построенной на самоотречении и других высших
человеческих чувствах, открываемых религией.
О необходимости искоренять в себе всякий признак и "запах" зла говорит басня "Бочка:"
Старайтесь не забыть, отцы, вы басни сей.
Ученьем вредным с юных дней
Нам стоит раз лишь напитаться,
А там, во всех поступках и делах,
Каким ни будь ты на словах,
А всё им будешь отзываться.
Отвратительность клеветы и доносов людей друг на
друга показана в образах "Клеветника и змеи." Клеветник получает в аду
первенство и почет больший, чем змея... В басне "Пожар и алмаз," мы
видим, как пожар, истребляющий ценности жизни, хвалится своей яркостью и
силой перед скромным алмазом, еле видным в дорожной пыли. К алмазу
обращается пожар:
Как ты, со всей своей игрой,
Ничтожен предо мной...
Точная и верная характеристика всей грубой и шумной
человеческой пропаганды, терзающей людей и унижающей бессмертные
ценности духа.
Басня "Дуб и трость" — тоже обличение гордыни, силы,
надеющейся только на себя. Буря исторических событий то и дело вырывает
"с корнем вон" в истории всякие "дубы." А тростиночка, живая душа
человеческая, переживает всё. Кажущаяся такой ничтожной перед всякими
государственными башнями и партийными коллективами человечества, живая
душа человека, как тростиночка, легко сгибающаяся во время бурь, не
ломится, но всё время выживает в истории, а силы, её попирающие и
порабощающие, сокрушаются и исчезают одна за другой. Слова тростиночки,
обращенные к гордому дубу — "но подождем конца," — могут быть обращены и
в наше время ко всякому человеческому превозношению.
Басня "Бедняк и богач" подходит к проблеме имущества
во внутреннем мире человека. Жизнь и счастье души зависят не от самих
материальных ценностей, а от правильного отношения к ним. Скупой богач и
завистливый бедняк — одинаково и несчастны и братоубийственны.
Одной из самых философических басен можно назвать
"Водолазы." Тут Крылов разрешает одну из труднейших проблем философии, —
проблему гносеологии — теории познания.
Чтобы понять религиозную мудрость Крылова, вспомним
еще одну его басню, — "Безбожники." В ней рассказывается об одном
народе, который "к стыду земных племен" до того "в сердцах ожесточился,"
что противу самого Неба вооружился. Буйствуя и кощунствуя, толпы этого
народа стали кричать, что "суд небес и строг и бестолков," что власть
небесная "спит, иль правит безрассудно." Безбожники разыгрались и решают
заметать небо своими камнями и стрелами, иначе говоря своей
литературой, пропагандой. Видя такой наскок воинствующего безбожия на
Высшую жизнь, небожители приступают к Хозяину мира, прося его чем-либо
вразумить безбожников, остеречь их, явить им какое-нибудь знамение —
землетрясение или наводнение, или "каменным ударить в них дождем." Но
Хозяин земли и неба говорит: "Подождем;" если эти люди не угомонятся в
своем воинственном неверии "и в буйстве прекоснят, бессмертных не
боясь," — то они, сами собою, "от дел своих" казнятся. Но мысль о
долготерпении Божьем и о любви Божьей даже к ним не проникла в умы этих
людей. Они не отступили от своего вызова небу:
Тут с шумом в воздухе взвилась
Тьма камней, туча стрел от войск богомятежных,
Но с тысячью смертей и злых и неизбежных
На собственные их обрушилась главы...
"Плоды неверия — ужасно таковы," заключает Крылов.
И ведайте народы, вы,
Что мнимых мудрецов кощунства толки смелы.
Чем против Божества вооружают вас, —
Погибельный ваш приближают час
И обратятся все в громовые вам стрелы...
Здесь Крылов проникает в самую глубину жизни и голос его звучит подлинным пророчеством.
|