Среда, 25.06.2025, 11:01
Стихи о Боге Классики и современники
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
ТВОЙ КАБИНЕТ
гость
Группа: Гости
Время: 11:01
Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите в свой аккаунт.
Добавить
По вопросам размещения рекламы пишите в "Обратная связь"
Меню сайта
Стихи о Боге
Азы стихосложения
Поэмы
Объявления
Главная » 2010 » Октябрь » 8 » Иоанн Шаховской Религиозное сознание в Русской литературе: И. А. Крылов.
09:40
Иоанн Шаховской Религиозное сознание в Русской литературе: И. А. Крылов.

  Есть пророки, которым дано "истину царям с улыбкой говорить." И. А. Крылов не был таким поэтом-пророком. Он скорее подобен восточному мудрецу, загадывающему людям загадки, чтобы их научить и вразумить.

Истину своего литературного служения он сам назвал "истиной впол-открытой." Было бы неверно думать, что истина "впол-открытая" есть полуистина. Нет, это полная истина, только "засвеченная малым огоньком," чтобы не поранить больных, привыкших к нравственной тьме, душевных глаз человека, не выносящих божественного света.

Один крыловский современник так оценил творчество Крылова: "как ты, любезный тятенька пишешь, пишешь это для всех: для малого, для старого, для ученого и простого и все тебя прославляют... Басни твои — это не басни, а апостол." Простодушный читатель угадал нечто глубокое. И поэт князь Вяземский выразил эту же мысль в своих стихах, прочтенных им в день пятидесятилетия литературной деятельности Крылова, 2-го февраля 1838 года:

Где нужно, он навесть умеет

Свое волшебное стекло,

И в зеркале его яснеет

Суровой истины чело.

С удивительной простотой и силой в басне "Василек" раскрыта притча о Господе Боге и о человеке, которого, из-за его слабости и незначительности, окружающие унижают, считают недостойным благ мира. Но солнце Божье одинаково светит на всех людей, на все цветы творения, взращивая и животворя их.

В басне "Лань и дервиш" Крылов раскрывает существо истинной любви. Это существо есть бескорыстие:

Младая лань, своих лишась любезных чад,

Еще сосцы имея отягченны,

Нашла в лесу двух малых волченят

И стала выполнять долг матери священный,

Своим питая их млеком...

Дервиш изумлен поступком лани. Как она может помогать и даже спасать жизнь существам другого происхождения? Но лань, не считаясь с утилитаристическими доводами дервиша, продолжает источать свое материнское молоко и этим открывает фанатику дервишу совсем непонятную для него истину, что для существа доброго, творить добро всем есть радость, а не творить добра — мучение; что смысл всей жизни — в этой бескорыстной, переливающейся чрез край любви... В противоположность этой христианской идее, Крылов показал истину непрочности дружбы, основанной лишь на материалистическом принципе "борьбы за существование." Полкан и Барбос высказывают друг другу чувства товарищества и дружбы. Но вот повар — как образ человеческой истории — бросает кость. И принцип материализма, "экономическое бытие определяет сознание," торжествует, собаки друзья бросаются друг на друга. Басня "Собачья дружба" ясно показывает бессмысленность дружбы, основанной на материализме, не построенной на самоотречении и других высших человеческих чувствах, открываемых религией.

О необходимости искоренять в себе всякий признак и "запах" зла говорит басня "Бочка:"

Старайтесь не забыть, отцы, вы басни сей.

Ученьем вредным с юных дней

Нам стоит раз лишь напитаться,

А там, во всех поступках и делах,

Каким ни будь ты на словах,

А всё им будешь отзываться.

Отвратительность клеветы и доносов людей друг на друга показана в образах "Клеветника и змеи." Клеветник получает в аду первенство и почет больший, чем змея... В басне "Пожар и алмаз," мы видим, как пожар, истребляющий ценности жизни, хвалится своей яркостью и силой перед скромным алмазом, еле видным в дорожной пыли. К алмазу обращается пожар:

Как ты, со всей своей игрой,

Ничтожен предо мной...

Точная и верная характеристика всей грубой и шумной человеческой пропаганды, терзающей людей и унижающей бессмертные ценности духа.

Басня "Дуб и трость" — тоже обличение гордыни, силы, надеющейся только на себя. Буря исторических событий то и дело вырывает "с корнем вон" в истории всякие "дубы." А тростиночка, живая душа человеческая, переживает всё. Кажущаяся такой ничтожной перед всякими государственными башнями и партийными коллективами человечества, живая душа человека, как тростиночка, легко сгибающаяся во время бурь, не ломится, но всё время выживает в истории, а силы, её попирающие и порабощающие, сокрушаются и исчезают одна за другой. Слова тростиночки, обращенные к гордому дубу — "но подождем конца," — могут быть обращены и в наше время ко всякому человеческому превозношению.

Басня "Бедняк и богач" подходит к проблеме имущества во внутреннем мире человека. Жизнь и счастье души зависят не от самих материальных ценностей, а от правильного отношения к ним. Скупой богач и завистливый бедняк — одинаково и несчастны и братоубийственны.

Одной из самых философических басен можно назвать "Водолазы." Тут Крылов разрешает одну из труднейших проблем философии, — проблему гносеологии — теории познания.

Чтобы понять религиозную мудрость Крылова, вспомним еще одну его басню, — "Безбожники." В ней рассказывается об одном народе, который "к стыду земных племен" до того "в сердцах ожесточился," что противу самого Неба вооружился. Буйствуя и кощунствуя, толпы этого народа стали кричать, что "суд небес и строг и бестолков," что власть небесная "спит, иль правит безрассудно." Безбожники разыгрались и решают заметать небо своими камнями и стрелами, иначе говоря своей литературой, пропагандой. Видя такой наскок воинствующего безбожия на Высшую жизнь, небожители приступают к Хозяину мира, прося его чем-либо вразумить безбожников, остеречь их, явить им какое-нибудь знамение — землетрясение или наводнение, или "каменным ударить в них дождем." Но Хозяин земли и неба говорит: "Подождем;" если эти люди не угомонятся в своем воинственном неверии "и в буйстве прекоснят, бессмертных не боясь," — то они, сами собою, "от дел своих" казнятся. Но мысль о долготерпении Божьем и о любви Божьей даже к ним не проникла в умы этих людей. Они не отступили от своего вызова небу:

Тут с шумом в воздухе взвилась

Тьма камней, туча стрел от войск богомятежных,

Но с тысячью смертей и злых и неизбежных

На собственные их обрушилась главы...

"Плоды неверия — ужасно таковы," заключает Крылов.

И ведайте народы, вы,

Что мнимых мудрецов кощунства толки смелы.

Чем против Божества вооружают вас, —

Погибельный ваш приближают час

И обратятся все в громовые вам стрелы...

Здесь Крылов проникает в самую глубину жизни и голос его звучит подлинным пророчеством.

Категория: Новости сайта Стихи о Боге | Просмотров: 517 | Добавил: svetikpoet | Теги: статьи о поэзии | Рейтинг: 0.0/0
Поиск стихов
Опрос
Нужно ли учиться писать стихи?
Всего ответов: 103
Интервью с поэтом
Статьи о поэзии
Друзья сайта
Архив
Статистика

Copyright MyCorp © 2025