М. М. Херасков - поэт, высоко ценившийся современниками и практически
полузабытый потомками, - вошел в русскую культуру прежде всего как автор
масштабных эпических поэм на национально-героические темы (в XVIII
столетии задачу создания таких произведений ставили перед собой все
европейские литературы). Помимо таких поэм, как "Чесмесский бой" и
"Россиада", Хераскову принадлежит значительное количество лирических
стихотворений разных жанров, трагедии, комедии, драмы, несколько
повестей и романов. Наиболее полное собрание сочинений Хераскова
("Творения" в 12 частях) было выпущено в конце жизни поэта (1796-1803) и
переиздано вскоре после его смерти. С тех пор Хераскова почти не
печатали: единственным хоть сколько-нибудь представительным изданием его
сочинений в XX веке является том из Большой серии "Библиотеки поэта",
подготовленный А. В. Западовым (М.; Л., 1961).
О РАЗУМЕ
На что полезен разум, Когда всечасно мыслишь, Какие взять дороги,
Чтоб мне обогатиться, Чтоб жить и веселиться? Кто малые доходы От разума имеет, Великие доходы С невинных брать умеет И с разумом незрелым В чину богатых зреет. На что потребен разум? Я вижу Полидора Без хитрого рассудка, Без всякия науки, А может быть, и мыслей, — Красавицам он нравен И между ими славен. На что потребен разум? Я вижу, что безумных Разумными считают; Людей, бесстыдством шумных, За острых почитают. На что полезен разум, Когда поклоны низки, Когда глубоки иски Людей приводят к счастью. На что потребен разум? — Ненадобен, я чаю. Сам делаю вопросы, Я сам и отвечаю; И думаю, что разум На то одно потребен, Чтоб им могли проникнуть, Кто правил не имеет, От тех нам удаляться И, видя их безумство, Как можно исправляться. А паче нужен разум, Чтоб людям от скотины В сей жизни отменятся И к богу возвышаться.
БЛАГОПОЛУЧИЕ
Напрасно частыми пирами Друзей мы чаем привлекать, Напрасно жадными играми Богатства мы хотим искать. Не нас, но роскошь гости любят И вместе исчезают с ней; Прямую дружбу игры губят, И правда не вместима с ней. Напрасно к небу воссылаем Без добрых дел свои мольбы; Мы просим, вопим и желаем, Но бог не внемлет злых трубы. Напрасно мы Фортуне служим И следом бегаем за ней; Не зря ее — о ней мы тужим, Увидя — не дивимся ей. Напрасно мы свои забавы В больших чинах и в злате чтим: Они не исправляют нравы, Мы тем ума не прооветим. Напрасно нам искать успеха Фортуну лестью приобресть; Для гордых лесть одна утеха, Отъемлюща льстецову честь. За счастьем гонимся всечасно; Но где искать его венца? Увы!.. желать его напрасно, Когда испорчены сердца.
ЗЛАТО
Кто хочет, собирай богатства И сердце златом услаждай; Я в злате мало зрю приятства, Корысть другого повреждай. Куплю ли славу я тобою?
Спокойно ли я стану жить, Хотя назначено судьбою С тобой и без тебя тужить? Не делает мне злато друга, Не даст ни чести, ни ума; Оно земного язва круга, В нем скрыта смерть и злость сама. Имущий злато ввек робеет, Боится ближних и всего; Но тот, кто злата не имеет, Еще несчастнее того. Во злате ищем мы спокойства; Имев его, страдаем ввек; Коль чудного на свете свойства, Коль странных мыслей человек!
БОГАТСТВО
Внемлите, нищи и убоги! Что музы мыслят и поют: Сребро и пышные чертоги Спокойства сердцу не дают. Весною во свирель играет В убогой хижине пастух; Богатый деньги собирает, Имея беспокойный дух. Богач, вкушая сладку пищу, От ней бывает отвращен; Вода и хлеб приятны нищу, Когда он ими насыщен. Когда ревут кипящи волны, Богач трепещет на земли, Что, может быть, сокровищ полны, Погибнут в море корабли. Убогий грусти не имеет, Коль нечего ему терять; На гром и непогоду смеет Бесстрашным оком он взирать. Не раз богатый жизнь теряет: Он злато выше жизни чтит; О нем всечасно умирает И хищника во смерти зрит. Хоть вещи все на свете тлеют, Но та отрада в жизни нам: О бедных бедные жалеют, Желают смерти богачам. Однако может ли на свете Прожить без денег человек? Не может, изреку в ответе, И тем-то наш и скучен век.
***
Не пышною славой Мой дух заражен, Не злобы отравой, Пишу, разожжен; Не меч и досаду Мой стих принесет, Но честным отраду, Порочным совет. Со шпагой гоняться И слабых рубить, То может назваться — Стихами бранить. Отечеству должно Услуги казать, А глупых возможно Немножко тазать. Довольно без брани Терзаемся мы. С дурачества дани Не емлют умы. Любити друг друга Велит нам закон, Друг другу услуга Смягчает наш стон. Дар малый природа Иметь мне дала: Для пользы народа К стихам привела. Тружусь добродетель В стихах превознесть, Того я радетель, То ставлю за честь. ======================
Коль славен наш Господь в Сионе, Не может изъяснить язык, Велик Он в небесах на троне, В былинках на земле велик, Везде Господь, везде Ты славен, Во дни, в ночи сиянием равен.
Ты солнцем смертных осеняешь, Ты любишь, Боже, нас, как чад; Ты нас трапезой насыщаешь, И воздвигаешь вышний град; Ты смертных, Боже, посещаешь
И благодатию питаешь. Господь! Да во Твои селенья Воспрянут наши голоса, И наше пред Тобою пенье Да будет чистым, как роса! Тебе в сердцах алтарь поставим, Тебя, Господь, поем и славим.