Кондратий Федорович Рылеев [18(29).9.1795, с. Батово, ныне
Гатчинский район Ленинградской области, - 13(25).7.1826, Петербург], русский
поэт-декабрист. Из мелкопоместной дворянской семьи. Учился в Петербургском 1-м
кадетском корпусе (1801-1814). Участник заграничных походов русской армии (1814,
1815). В 1818 году вышел в отставку, служил заседателем Петербургской уголовной
палаты (с 1821 года), правителем канцелярии Российско-американской компании (с
1824 года). В 1823 году стал членом Северного общества декабристов,
возглавив затем наиболее радикальную и демократическую его часть. В своих
политических взглядах Рылеев эволюционировал от умеренных
конституционно-монархических к республиканским. Сыграл ведущую роль в
организации восстания 14 декабря 1825 года. Казнён в Петропавловской крепости в
числе пяти руководителей восстания.
Литературную известность принесла Рылееву сатира "К временщику" (1820) - гневное
обличение аракчеевских порядков. Дальнейшее формирование творческих принципов
Рылеева связано с Вольным обществом любителей российской словесности, членом
которого он стал в 1821 году. В 1823-1825 годах Рылеев совместно с
А. А. Бестужевым выпускал ежегодный альманах "Полярная звезда". В 1821-1823
годах Рылеев создал цикл исторических песен "Думы" (отдельное издание 1825):
"Олег Вещий", "Мстислав Удалый", "Смерть Ермака", "Иван Сусанин", "Петр Великий
в Острогожске", "Державин" и др. Обращаясь к героическому прошлому России, поэт
переосмысляет его в духе собственных гражданских идеалов.
Декабристским вольнолюбием и предощущением грядущей судьбы этого движения
проникнуто центральное произведение Рылеева - поэма "Войнаровский" (отдельное
издание 1825). Мысли о высоком гражданском служении отчизне Рылеев вкладывает в
исповедь главного героя поэмы, сосланного в Сибирь за участие в мятеже против Петра Первого, поднятом Мазепой. Противоречивость
историзма Рылеева сказалась в романтической идеализации Мазепы и Войнаровского,
в отступлении от исторической правды во имя пропаганды декабристских идей. Хотя Пушкин ценил поэму Рылеева выше его "Дум", в
"Полтаве" он спорит с концепцией истории, выраженной в "Войнаровском". В
незаконченной поэме "Наливайко" (отрывки опубликованы в 1825 году) Рылеев
обращается к теме национально-освободительной борьбы украинского казачества 16
века против шляхетского засилья. Наиболее полным выражением гражданского пафоса
в лирике Рылеева явилось стихотворение "Я ль буду в роковое время..."
("Гражданин"). В агитационно-сатирических песнях ("Ах, где те острова...",
"Царь наш, немец русский...", "Уж как шёл кузнец...", "Ах, тошно мне и в родной
стороне..." и др.), написанных совместно с А. А. Бестужевым, звучали ненависть к
самодержавно-крепостническому строю и прямые призывы к его свержению.
НА СМЕРТЬ СЫНА
Земли минутный поселенец, Земли минутная краса, Зачем так рано, мой младенец, Ты улетел на небеса?
Зачем в юдоли сей мятежной, О ангел чистой красоты, Среди печали безнадежной Отца и мать покинул ты?
КНЯЗЮ Е. П. ОБОЛЕНСКОМУ О, милый друг, как внятен голос твой, Как утешителен и сердцу сладок: Он возвратил душе моей покой И мысли смутные привёл в порядок. Ты прав: Христос – Спаситель наш один, И мир, и истина, и благо наше. Блажен, в ком дух над плотью властелин, Кто твёрдо шествует к Христовой чаше. Прямой мудрец: он жребий свой вознёс, Он предпочёл небесное земному, И как Петра ведёт его Христос По треволнению мирскому.
Для цели мы высокой созданы: Спасителю, сей Истине верховной, Мы подчинять от всей души должны И мир вещественный, и мир духовный, Для смертного ужасен подвиг сей, Но он к бессмертию стезя прямая, И благовествуя, мой друг, речет о ней Сама нам Истина святая: "И плоть и кровь преграды вам поставит, Вас будут гнать и предавать, Осмеивать и дерзостно бесславить, Торжественно вас будут убивать... Но тщетный страх не должен вас тревожить - И страшны ль те, кто властен жизнь отнять, Но этим зла вам причинить не сможет! Счастлив, кого Отец Мой изберет, Кто истины здесь будет проповедник: Тому венец, того блаженство ждёт, Тот царствия небесного наследник".
Как радостно, о друг любезный мой, Внимаю я столь сладкому глаголу, И как орел на небо рвусь душой, Но плотью увлекаюсь долу. Душою чист и сердцем прав, Перед кончиною подвижник постоянный, Как Моисей с горы Навав, Увидит край обетованный.
1826
СТАНСЫ (К А. Б<естуже>ву)
Не сбылись, мой друг, пророчества Пылкой юности моей: Горький жребий одиночества Мне сужден в кругу людей.
Слишком рано мрак таинственный Опыт грозный разогнал, Слишком рано, друг единственный, Я сердца людей узнал.
Страшно дней не ведать радостных, Быть чужим среди своих, Но ужасней истин тягостных Быть сосудом с дней младых.
С тяжкой грустью, с черной думою Я с тех пор один брожу И могилою угрюмою Мир печальный нахожу.
Всюду встречи безотрадные! Ищешь, суетный, людей, А встречаешь трупы хладные Иль бессмысленных детей...
1824
Мне тошно здесь, как на чужбине. Когда я сброшу жизнь мою? Кто даст крыле мне голубине, Да полечу и почию. Весь мир как смрадная могила! Душа из тела рвется вон. Творец! Ты мне прибежище и сила, Вонми мой вопль, услышь мой стон: Приникни на мое моленье, Вонми смирению души, Пошли друзьям моим спасенье, А мне даруй грехов прощенье И дух от тела разреши.