«Отец... имел лесной двор». Систематического образования не получил –
учился в дешевых частных пансионах, много читал: «десяти лет почти знал
наизусть Горе от ума и обожал Пушкина».
Писать стихи начал в отрочестве, в четырнадцать лет подражал
Некрасову, в шестнадцать-восемнадцать увлекся Библией и написал
множество стихотворений на библейские темы в возвышенно-народническом
духе. Одно из них в 1881 появилось в газете «Русский еврей» под
псевдонимом. Другое, Таинство любви, написанное в 1885 и напечатанное в
1888 в журнале «Наблюдатель», вызвало разбирательство в Синоде и
закрытие журнала. Оно было уже едва ли не сотой публикацией: Фофанов
постоянно печатался в иллюстрированных изданиях и в суворинской газете
«Новое время», а в 1887 почти все написанное было собрано в книге
«Стихотворения». За год до этого поэт «безвременья» 1880-х годов
С.Надсон приветствовал в лице Фофанова «большое дарование чисто
художественного оттенка». Литературный обозреватель «Нового времени»
В.Буренин, со своей стороны, противопоставлял «наивную, небрежную, даже
порой неряшливую музу» Фофанова «фразистой рутине» Надсона и
надсоновщины. Первый же сборник Фофанова привел в восторг И.Репина,
который познакомился с поэтом, написал в 1888 его портрет и оставался
другом Фофанова до конца его дней. При активной поддержке Я.П.Полонского
сборник был выдвинут на соискание Пушкинской премии Академии наук,
которой, впрочем, не получил из-за языковых и стилистических вольностей
автора. Их отмечали и более снисходительные читатели (в том числе
Толстой, Лесков и Чехов), но относили за счет поэтической
непосредственности.
Мечтательная меланхолия, устремленность в «сказок мир воздушный»,
«поэзия полутонов и полузвуков, передающая душевное состояние,
промежуточное между радостью и горем» (Г.Бялый) – все это было вполне
созвучно «сумеречной» эпохе, и недаром время от смерти Надсона (1887) до
смерти Александра III (1896) критики именуют «фофановским» периодом
истории русской поэзии. Первый сборник имел умеренный, но несомненный
успех, и издатель «Нового времени» А.С.Суворин, не без оснований
считавший Фофанова своей креатурой, выпустил в 1889 его вторую книгу под
тем же непритязательным заглавием. Третья книга Фофанова называлась
Тени и тайны (1892). В том же году в издании «Московской
иллюстрированной газеты» вышла его пространная повесть в стихах Барон
Клакс – своего рода переделка Евгения Онегина. Итоговым можно считать
стихотворное собрание в пяти частях, выпущенное в 1896 тем же Сувориным;
его дополняет сборник Иллюзии (1900).
Переживший в начале 1890-х годов тяжелое психическое заболевание и
страдавший алкоголизмом Фофанов прожил последние десять лет жизни –
первую декаду нового столетия – в пьянстве и нищете. По-прежнему
многочисленные стихи его (всего им написано свыше 2000 стихотворений, не
считая поэм, сказок, баллад и т.п.) печатались в массовых газетах и
журналах; он подготовил к печати еще два сборника: Эфиры (стихотворения
1901–1906) и Крылья и слезы (стихотворения 1907–1911), но издателя для
них не нашлось. Удалось опубликовать лишь две тоненькие брошюры: После
Голгофы (1910) и поэму в октавах Необыкновенный роман – опять-таки
«переделку» пушкинского Домика в Коломне. Читатели Фофанова остались в
прошлом; стихи в лучшем случае не имели отклика (Блок в 1910 назвал их
явлением «нововременской культуры»). Однако же и Мережковский, и Брюсов,
и Горький относились к нему с почтением и безусловной симпатией; сын
его, взявший звучный псевдоним Олимпов, был вместе с начинающим Игорем
Северянином основателем «эгофутуризма», предтечами которого Северянин
провозгласил Фофанова и поэтессу М.Лохвицкую. И программа, и самое
существование «эгофутуризма» крайне сомнительны; однако некоторая
преемственность все же наблюдается. К поэзии Северянина в немалой
степени относится типологическая характеристика, данная творчеству
Фофанова в Очерках по истории русской литературы (СПб, 1907)
С.Венгерова: «Он почти никогда не берет русских сюжетов, а удаляется –
за море, в Японию, в Палестину, в Скандинавию, в сказочное царство
царевича Триолета, потому что это освобождает его от обязанности
описывать точно и определенно... в его видениях реют только эльфы, феи,
мелькают заморские царевичи, рыцари... часто стихотворения его
обусловливаются не содержанием, а музыкальными особенностями того
размера, который его в данный момент пленил». Отмечает Венгеров и
«нарядность поэтического стиля, переходящую в крайнюю вычурность». При
всех этих свойствах творчество Фофанов признается, однако, своеобразным,
существенным и в известной мере плодотворным явлением русской поэзии
конца 19 в. Энциклопедия РОЛ
|