По внешней форме поэтические произведения святого Ефрема, как
догматические, главным образом заключающиеся в восьмидесяти семи
песнопениях «Против пытливых исследователей» и в пятидесяти шести
«Против еретиков», так и другие, например восемьдесят пять песнопений
«На погребение умерших» и семьдесят шесть песен «Увещания к покаянию»,
различаются между собой размером стихов и строф. По размерам стихов в
творениях Ефрема можно находить: а) стихотворения четырехсложные, у
которых строфа слагается или из пяти стихов , или из десяти , или, наконец, из
двенадцати , пятисложные, которые или вовсе
не разделяются на строфы , или разделены по
строфам, но различаются количеством стихов каждой строфы; так, иные
заключают в себе пять стихов, из которых последний составляет как бы
припев , другие – шесть , иные семь , иные, наконец, двенадцать
стихов, из которых последний служит как бы припевом, заключая в себе
или славословие Богу или выражение благочестивого желания в) семисложные, в которых строфа заключает иногда
четыре стиха , иногда шесть , иногда, наконец, десять стихов, из которых
последний служит припевом ; г) наконец,
стихотворения, написанные смешанным размером, в которых некоторые стихи
имеют восемь слогов, другие семь, а строфы заключают в себе тринадцать
стихов . Любимым размером Ефрема был
семисложный, так что у Сирийцев и в последующие времена этот размер
удержал за собой название Ефремова размера – Нишо д,мори Афрем.
Стихотворения святого Ефрема разделяются на два вида: речи (мимре) и
гимны, назначавшиеся для пения (мадраше); первые написаны стихами, то
есть состоят из строк с одинаковым числом слогов, чаще всего
семислоговых (Ефремов размер); вторые имеют деление стихов на строфы
различной величины, от четырех до двенадцати стихов, а некоторые мадраше
имеют, кроме того, алфавитные акростихи. Прежний взгляд на сирийское
стихосложение, как на силлабическое, в последнее время довольно сильно
поколеблен Гримме , доказывающим, что сирийское стихосложение вообще и
святого Ефрема в особенности основывается не на количестве, а на
качестве слогов и на ударении, и что тоническое стихосложение
византийское и позднейшее латинское возникло из сирийской метрики. Рифмы
встречаются редко, без определенного правила, и являются случайным
созвучием
Е. С. был наследником
различных культурных традиций - древнемесопотамской, иран., иудейской и
греч., к-рые в большей или меньшей степени повлияли на его сочинения.
Влияние месопотамской культуры обнаруживается, напр., в использовании им
жанра «спора о первенстве» (Мадраши о Нисибине. 52-54), восходящего к
шумер. лит-ре. Оно заметно также в фразеологии Е. С. и в нек-рых
употребляемых им христологических титулах; Более трудным
оказывается выявление иран. влияний; к ним может относиться, напр., идея
о персонификации грехов человека на Страшном суде , имеющаяся также в иудейских источниках того времени, и использование образа моста в эсхатологическом контексте.
Иудейские черты в сочинениях Е. С. являются более очевидными. Они,
вероятно, были заимствованы им из раннехрист. источников и традиций,
имевших свои основания в иудаизме, а не от совр. ему иудеев, к к-рым он
иногда проявляет враждебность. Связь с иудейской экзегетической
традицией наиболее заметна в комментариях на книги Бытие и Исход. В др.
сочинениях, в 1-ю очередь в поэзии, также можно обнаружить
многочисленные параллели с постбиблейской иудейской лит-рой .
Ко времени рождения Е. С. грекоязычная культура в Месопотамии
существовала более 5 веков, поэтому неудивительно, что в его
произведениях имеется большое кол-во слов, заимствованных из греческого.
Влияние греч. культуры проявилось более всего в прозаических
«Опровержениях», к-рые были написаны в период его пребывания в Эдессе.
Как было показано в одном из недавних исследований ,
Е. С. был прекрасным знатоком совр. ему греч. мысли; в неск. случаях он
использует фигуры из греч. мифологии (Тантал - О рае. 3. 8; Орфей -
Мадраши о Нисибине. 36. 5). Маловероятно, что он обладал хорошим знанием
греч. языка (хотя в одном случае ссылается на оригинальное греч.
произведение, написанное философом Альбином).
Е. С. использует материал из различных культурных традиций и соединяет
его в тщательно продуманные рассуждения о смысле жизни и об отношении
человека с Богом.
Победа Христова над смертью
Мне подражайте, несчастные; мне последуйте, бедные, и не
сетуйте о том, что почиваете среди безместных пришельцев.
Пусть мне последуют гордые, которые превозносятся перед собратиями
богатством. Пусть на меня взирают прекрасные, которые смеялись
над наружностью других. У меня научитесь мудрости, бесстыдные
презрители Божией твари; от меня вразумитесь, посмевавшиеся
над творческой Премудростью. Научитесь у меня благоразумию,
прекрасные, гордившиеся красотой преходящей.
Богато убранные юноши, вострепещите того ужаса, который меня
привел в трепет. День и ночь плачьте о себе девы, потому что
не знаете, как ужасна страна, где найдете себе обители. Вся
та страна есть страна мертвых; страшный мрак – блюститель ее
сокровищ; властитель ее – смерть, каждый день как лев рыкает.
Связаны лежат там исполины, и червь точит тела их; немы уста
мудрых, и стали смрадной нечистотой в шеоле. И юношей, и дев
попирает смерть на стогнах своих (повсюду), каждый день непрестанно
губя прелести прекрасных юношей и дев.
Смерть – царь этой страны; служители ее – убийцы; ни царь,
ни служители его не знают милосердия. Сила этого злобного царя – полчище темных духов, губителей человеческого рода. Каждый
день на услугах они у смерти, которая восседает в своем чертоге,
окруженная полчищем ликующих исполинов.
Преклоняет главу свою Адам и делается добычей змия; вопиет
он от скорби и болезней, – и нет помощи несчастному. Исполины,
сыны Сифовы и Еноховы, эти славные прекрасные исполины, не имевшие
в себе недостатка, все потреблены (истреблены) смертью в шеоле.
Кто изобразит ужасы страны сей? Кто опишет, какими она окружена
страхованиями? Содрогается всякий, кто ни вступает в нее. Придверник
там – смерть, стражи заключенных – демоны, домоприставник – тление, пожирающее телесную красоту.
Увы! Что сталось со мной, братия мои? Плачьте и рыдайте о
мне, несчастном; меня заключает в себя шеол, смерть зияет на
меня устами.
Вижу, как она предает тлению плоти прекрасных дев, как все
их красоты в шеоле обращаются в отвратительную гнилость.
Мог ли кто, братия мои, спастись из той страны и рассказать,
что делается там, описать все бедствия, какими наполнены стогны
ее?
Плачьте, братия мои, о самих себе, ежедневно плачьте друг
о друге, потому что лишены там будете любви и сообщества любимых
вами. Веселится и радуется смерть, ликует шеол и молчит, с радостью
отверзая врата свои, и поглощает роды и поколения.
И как привык этот лютый мучитель поглощать прекрасных, так
поглотил и похитил он в область свою Прекраснейшего и Святейшего.
Ввел в темные свои чертоги и сокрыл там Исполина.
Но величественно восстал Крепкий, связал смерть в собственном
жилище ее, оковал и низложил мучителя, который величался над
человечеством. Вконец разорил Он ненасытный шеол, который поглощал
и терзал даже плоти святых; воззвал Он, – и в трепет пришли
демоны, и тьма содрогнулась от гласа Его. В ужас поверг Он дружины
и полчища смерти; стенает в узах своих и громко вопиет шеол
в своих владениях.
Издал в нем глас свой Лев, – и все врата шеола сокрушены;
пали стены сластолюбца, преклонились исполины его, потому что
взывает в нем грозно Орел – Христос, Сын крепкого Бога.
Посрамлена теперь смерть; поникла глава этого мятежника,
возмечтавшего быть Богом. Христов раздался глас в царстве пагубы,
и мятежник пал и поник главой.
Христос воззвал Адама из тьмы, в какую был он погружен, и
сказал: «Где ты, прекрасный Адам, обольщенный некогда советом
жены? Восстань теперь, прекрасный, восстави величественный и
растленный образ; сокрушена уже глава змиева, и смерть и сатана
умерщвлены. Восстань через Единородного Сына и возвеличь Отца
и Духа. Он воскресил чад твоих, чтобы наследовали они жизнь
в брачном чертоге.
Восстань, прекрасный Адам, созданный рукой Отца; тебя ожидает
Едем – жилище твое, утраченный тобой рай. Восстань, вместе с
чадами своими, воскресни силой Того, Кто создал тебя в начале.
Давно уже сетуют о тебе райские дерева. Восстань, прекрасный,
поругайся над мучителем, который терзал твою плоть; наступи
на главу змию, который алчет пожрать птенцов твоих».
Восстал Адам, поклонился Господу, снисшедшему взыскать его,
и сказал: «Вместе с чадами своими поклоняюсь Тебе, Господи,
пришедшему восставить нас, падших. Поклоняюсь Тебе, Господь
и Бог мой, благодарю Тебя, Спаситель, избавляющий жизнь нашу
от смерти, которая так долго ругалась над моими членами. Умоляю
Тебя, Боже мой, не оставь меня, Господи, в этой стране, чтобы
не терзал меня более сей убийца искони. Всех да посетят щедроты
Твои, Жизнь наша и Свет наш, потому что и в начале, по благому
изволению, поставил Ты нас в раю.
В раю некогда слышал я глас Твой и скрылся, потому что был
наг. Но в месте пагубы, где лежал я, услышав глас Твой, ободряюсь
духом. Хвала Тебе, Господи, что спасаешь меня! Хвала Тебе, что
воскрешаешь меня, мертвого! Весь род наш приносит Тебе благодарение
за то, что воскрешаешь нас, мертвых. Хвала Тебе от горних, которых
в начале возвеличило мановение Твое; исповедание Тебе от преисподних,
которых воскрешает повеление Твое!
Божеству Твоему воспевают хвалу вся вселенная и исполнение
ее. Хвала Тебе от всех уст, потому что Ты Един достохвален!»
Молитва об избавлении града от угрожающей ему гибели
Воскреси меня, Царю Христе, Спаситель наш, в день пришествия
Твоего. Поставь меня одесную Тебя в день явления величия Твоего!
Поклоняемся, Господи, Кресту Твоему. Им Ты воздвиг нас, им воскресил
нас, им воскрешены будут умершие, и облекутся славой тела их.
«Очи мои исчезосте во спасение Твое, и в слово правды Твоея» . Не оставь меня, Господи наш, в шеоле, ибо Ты – надежда преданных погребению. Глас Сына воскресит Адама, почивающего
во прахе, и облечет его славой не на земле обетования, но на
небесах.
Праведники, как громы, и Ангелы, как трубы, возглашают, что
вожделенный мир сей преходит. Покайтесь и спасайтесь, грешники!
Проповедано у пророков воскресение наше, у апостолов – воздаяние,
в Евангелии Господа нашего – путь, проложенный в Царство.
Вся вселенная да преклонит пред Тобой колена и да поклонится
Тебе! Всякий язык да славит имя Твое, ибо Ты – Воскреситель
умерших, упование всех, которые во гробах. «Душа же моя возрадуется»
о Боге, и «вся кости моя рекут: Господи» , по
благости Твоей оживотвори меня!
Души наши взывают к Тебе, вечно Живый и Неумирающий! Постигла
нас смерть; Твоему всеведению, Господи, известны страдания наши.
Грехи наши, умертвившие нас в Едеме, и ныне понуждают нас вопиять
и непрестанно умолять правду Твою, Господи, чтобы защитила нас,
смертных.
Да не погибнем, Господи, потому что согрешили мы, ибо Ты
отпускаешь грехи. Не оставь детей, ибо Ты отпускаешь грехи.
Не оставь детей наших сиротами и старцев – в бесславии и в бедствии.
Смерть, Господи, всегда смерть, обличает нас виновность дел
наших. От нее только избавь нас, потому что она исполнена гнева
и ярости.
Град, в котором прославляется величие Твое и повсюду проповедуется
спасительное учение, да не будет поглощающим Содомом, который
потребил людей в огне.
Загради уста ненасытной смерти, Милосердый и Человеколюбивый
Господь, заключи крепкие врата ее, чтобы она, лишившись сил
истребить род наш, соделалась подножием ног наших.
Да не отринет жизнь нашу мановение Твое! Защити нас по любви
Своей, да усердно послужим Тебе.
Надежда воскресения, исповедуемая в час смертный
Скончались в вере дни жизни моей, когда угодно это стало
Тебе, Христе Царю. Послал Ты повеление с высоты святилища Твоего
и приял дух мой. С миром упокой меня ныне в светлом чертоге
Царства Твоего.
Придет время, что тленное сие облечется в неветшающее и неистлевающее.
Вечно жив Тот, Кто сотворил и воздвиг сие тленное из ничего.
По Его животворящему гласу воскреснет оно из гроба для Царства.
Изволение Твое украсило нас. Как благоугодно Тебе было, образовал
Ты нас и нарек образом Твоим. Но заповедь о древе (познания)
убила меня; смерть ввергла в тление члены мои. Теперь на то
единственно уповаю, что сотворившие меня Щедроты помилуют меня.
По животворящему гласу Сына воскреснет обветшавшая и сотлевшая
плоть; нетленными восстанут мертвые; прекратится владычество
смерти; все святые поругаются над ней и скажут: «Где держава
твоя?» В пришествие Царя Христа, «во гласе Архангелове и в трубе
Божии», во мгновение ока воскреснут мертвые из гробов своих
нетленными , и блажен, кто с открытым лицом предстанет
на Суде.
И тела ожидают, и души желают явления Царя Христа, чтобы,
когда воскреснет тело и облечется в прежний свой образ, – и
душа возвратилась и воспела благодарственную песнь.
Принесем хвалу Отцу, Который по изволению Своему образовал
нас из праха; принесем благодарение Сыну Его Иисусу, Который
пришел и спас нас Крестом Своим; воскликнем: «Аллилуиа!» Духу
Святому, Воскресителю умерших.
Проповедник истины подобием семени посрамляет сомневающегося
в воскресении: «Безумне, ты еже съеши, не оживет, еще не умрет» . Поэтому смерть есть вождь, пролагающий путь к
Царству.
Страшусь, Господи, чтобы грехи мои не соделались для меня
преградой и не возбранили мне вход в Небесное Царство, уготованное
всем праведникам. Избавь меня только от геенны и всели в стране,
в какой Тебе угодно.
С Адама началась смерть, и течение ее простерлось до Христа.
Христос упразднил державу ее, отнял жало у греха, и во всех
родах проповедуется, что смерть человечества побеждена во Христе.
Благословен Христос, Который уничижил Себя, вкусил смерть
для нашего спасения, посетил Адама в обители мертвых, обетовал
ему Царство и приидет воскресить из праха чад Адамовых.
Любовью к преходящей жизни связаны между собой тело и душа.
Когда приближается день кончины и разлучения их друг с другом,
плачут они друг о друге и просят щедрот и помилования!
Молитвенное излияние души к Богу при виде умирающих повсюду
ближних
Вот день, который побуждает очи к слезам, руки к биениям
в перси, уста к рыданию. Ты, Господи, утешь меня!
Вот день, который многих призывает к плачу. Кто входит и
исходит, – у всякого уста исполнены рыдания. Да утешит нас благость
Твоя!
Вот день, который нарушает обеты обрученных и, вместо брачного
чертога, готовит гроб. Да возвеселит их Твоя брачная вечеря!
Вот день, который разлучает тело с жизнью и вместо благовоний
умащает его перстью. Озари его некогда блаженством!
День смерти – горестный день. Всех заставляет он проливать
слезы, всех приводит в скорбь. Сподоби нас, Господи, увидеть
день Твой!
Вот день, который отделяет и отъемлет член от единого тела
братии и ближних. Ты, Господи, воссоедини его снова!
В день смерти отходят и отлучаются родители, оставляют детей
своих сиротами и беспризорными. Ты, Господи, воспитай их!
В этот день брат разлучается с братиями, уменьшается число
их, и в перстах оказывается уже недостаток. Ты, Господи, восполни
число их!
В тот день супруг разлучается с супругой; одиноким остается
ребро, потому что нет уже подружия его. Да свидятся они друг
с другом в Едеме!
Вот день, который разлучает друзей, как двух волов, отрешенных
от единого ярма. Соедини их снова Твоей любовью!
День рождения твоего обрадовал родителей твоих, день кончины
твоей опечалил наследников твоих. Да увидят они тебя в Едеме!
Молитва о возвращении мирных времен
Куда бегу от Тебя, Господи наш? В какой стране скроюсь от
лица Твоего? Небо – Престол Твой, земля – подножие Твое, в море – путь
Твой, в шеоле – владычество Твое. Если близок уже конец
мира, то не без щедрот Твоих да будет кончина.
Знаешь Ты, Господи, что неправды наши велики. И мы знаем,
что велики щедроты Твои. Если не умилостивят Тебя щедроты Твои,
погибли мы за беззакония наши. Не оставь нас, Господи, Господи,
потому что вкушали мы Плоть и Кровь Твою.
Когда дела каждого подвергнутся испытанию пред Тобой, Господи
всяческих, в это последнее время, не отврати, Господи, лица
Твоего от исповедовавших святое имя Твое. Отче, Сыне и Душе
Святый Утешителю! Спаси нас и сохрани души наши!
Умоляем благость Твою, Господи, отпусти нам вины наши, презри
беззакония наши, отверзи нам дверь щедрот Твоих, Господи! Да
приидут к нам времена мирные, и по щедротам Твоим милостиво
прими молитву нашу, потому что кающимся, Господи, Ты отверзаешь
дверь.
|