Сергей Сергеевич Бехтеев родился 7 апреля 1879
года в городе Ельце Орловской губернии в
старинной дворянской семье Бехтеевых, род
которых известен с 1571 года. В семье были заложены
основы его глубокого православного взгляда на
мир.
Отец поэта, также Сергей Сергеевич (1844-1911),
личность незаурядная и многогранная, посвятил
всю свою жизнь служению России: от мирового
судьи, затем Предводителя Елецкого дворянства и
до члена Государственного Совета в чине
действительного тайного советника. В своем
родном Ельце открыл первый в России хлебный
элеватор, отделение Государственного Банка,
заботился об устройстве регулярного пароходства
по Дону и многое другое.
Из юношеских лет поэта известно, что он
воспитывался и обучался в Императорском
Александровском Лицее, где в свое время учился
А.С. Пушкин.
Вместе с высокими традициями Лицея, духом
патриотизма и верности монархии, С. С. Бехтеев
впитал и любовь к поэтическому слову. В 1903 году,
по окончании Лицея, издал сборник стихов с
посвящением Государыне Императрице Марии
Федоровне, а средства от продажи сборника
передал Царскосельскому Ремесленному приюту,
состоявшему под покровительством Государыни
Марии Федоровны.
Затем он поступает служить в подшефный Ее
Императорскому Величеству Кавалергардский полк,
получает чин офицера.
В 1911 году умирает отец.
Когда перед войной 1914 года повсюду усиливаются
ложь и сплетни вокруг имени Царицы Александры
Федоровны, он не дает обмануть себя и еще сильнее
звучат в его стихах ноты верности и любви к
Государю.
С началом войны служит в действующей армии,
получает ранение в голову и попадает в Дворцовый
лазарет как офицер привилегированного полка.
Здесь он удостаивается посещения Государыней
Александрой Федоровной с Великими Княжнами,
после которого остаются в его стихах теплые и
светлые строки: Вновь война, опять ранение в
грудь, опять лазарет и небольшой отдых на родине.
Затем в 1917 году - Кавказ: Кисловодск, Пятигорск.
День 2 марта застает Сергея Сергеевича на
Кавказе. Здесь он пишет стихотворение
"Телеграмма".
В октябре 1917 года Сергей Сергеевич возвратился
в родной Елец, где на пепелище отчего дома
написал пять стихотворений:
"Молитва", "Россия", "Боже, Царя
сохрани", "Верноподданным" и "Святая
ночь", которые через графиню А. В. Гендрикову
удалось передать Царской семье в Тобольск. А
стихи "Верноподданным" и "Боже, Царя
сохрани" этой же осенью были напечатаны в виде
листовок и раздавались жителям Одессы.
С. С. Бехтеев решает, что его долг - послужить
"гибнущей отчизне", и уезжает в
Добровольческую армию.
В свои последние годы в России (1918~1920) он
разделяет все тяготы и скорби военной жизни со
всем православным Белым воинством, искренне
выполняя свой долг. В некоторых военных газетах
выходят его стихи, один из них посвящен памяти
атамана Каледина. Среди всех бурь и бед этого
времени Бехтеев сохраняет верность монархии, не
становясь, как многие из его соратников, ни
республиканцем, ни демократом.
11, 12, 13 сентября 1920 г. поэт переживает с
православными жителями Белого Крыма дни
покаяния.
В ноябре 1920 года С. С. Бехтеев отплывает из Керчи
на пароходе "Самара", оставляя Отечество, но
сохраняя его идеалы и веру. В декабре 1920 года поэт
со множеством русских изгнанников находит приют
в Королевстве Сербов, Хорватов и Словенцев
(Королевство С.Х.С.) под покровительством
молодого короля Александра I.
В 1920-1929 годах жизнь и творчество Бехтеева
проходят в Сербии: г. Новый Футог Бачка, Старый
Футог, Осек.
В 1923 году в Мюнхене с помощью Федора
Викторовича Винберга, бывшего шталмейстера при
дворе Государя, издает первый выпуск стихов
"Песни русской скорби и слез". В 1925 году
выходит его автобиографический роман в стихах
"Два письма", в котором С. С. Бехтеев с болью
пишет о реальных причинах поражения
Добровольческой армии.
В Белграде в 1926 издает газету "Русский
стяг", в 1927 году там же выходит его книга стихов
"Песни сердца". Темы его стихов: трагедия
России, Государя, предательство Царя ближайшим
окружением, предательство "белой идеи",
надежда на воскрешение России. По-прежнему он
внимательно следит за тем, что происходит в
России, примечая каждое духовное событие
("Кресты", "Небесная Царица"). Иногда в
творчестве Бехтеева встречаются рыцарские
мотивы, что отчасти связано с историей его
родного Кавалергардского полка, которому Павел I
пожаловал Мальтийское рыцарство, хранимое
офицерами Царской армии.
В 1926 году С. С. Бехтеев обращается с поддержкой в
некоторых стихах к афонским инокам-патриотам.
С конца 1929 года по 1954 год С. С. Бехтеев живет в
Ницце В 1934 г. в Ницце выходит сборник стихов
"Царский гусляр". В 1945, 1950, 1951 и 1952 гг. выходят
четыре сборника его стихов "Святая Русь". До
1946 г. Сергей Сергеевич был ктитором храма
"Державной Божией Матери". На его средства и
его трудами в храме были устроены два иконостаса:
Державной Божией Матери и преп. Серафима
Саровского, за что он был удостоен особой
благодарственной грамоты.
В 1938 году Бехтеев пишет стихотворение
"Царский-Крест" с посвящением В. В. Свечину,
председателю Союза ревнителей памяти Императора
Николая II, по почину которого в Париже в
Александро-Невском храме был воздвигнут
Крест-памятник.
Последний IV выпуск сборника "Святая Русь"
Бехтееву помогает издать Екатерина Сергеевна
Фишер, которая создала и лично оборудовала в
Ницце "Дом отдыха" для русских воинов,
вложив в это дело всю свою душу, сердечность.
События в Европе и в России в период Второй
мировой войны не находят отражения в творчестве
С. С. Бехтеева вероятно потому, что его идея "За
веру, Царя и Отечество" была определена на всю
жизнь и для окружающего его мира уже была почти
непонятна. А сам он, являясь этому миру неким
анахронизмом, продолжал воспевать те события, те
подвиги и тех людей, которые не были воспеты в
свое время в старой России. Сохраняя реальный
взгляд русского православного человека на свою
родину, на состояние русских людей, он все же
верит в будущее России.
Молитва
Пошли нам, Господи, терпенье,
В годину буйных, мрачных дней,
Сносить народное гоненье
И пытки наших палачей.
Дай крепость нам, о Боже правый,
Злодейства ближнего прощать
И крест тяжелый и кровавый
С Твоею кротостью встречать.
И в дни мятежного волненья,
Когда ограбят нас враги,
Терпеть позор и униженья
Христос, Спаситель, помоги!
Владыка мира, Бог вселенной!
Благослови молитвой нас
И дай покой душе смиренной,
В невыносимый, смертный час...
И, у преддверия могилы,
Вдохни в уста Твоих рабов
Нечеловеческие силы
Молится кротко за врагов!
г. Елец, Октябрь 1917 г. ================================
Гибнет долгих лет нажиток,
Плод тяжелого труда,
Недостаток и избыток,
Накоплявшийся года.
Злобный гений торжествует
Праздник крови и огня;
Он, смеясь, на пламя дует,
Волны красные гоня.
И клубясь и извиваясь,
Пляшут пляску языки,
К небу с свистом поднимаясь,
Гневны, грозны и дики.
Русь горит!.. И безвозвратно
Гибнут перлы красоты.
Так сбываются превратно
Вольнодумные мечты.
1917 г.
У Креста
Шумит народ, тупой и дикий,
Бунтует чернь. Как в оны дни,
Несутся яростные крики:
"Распни Его, Пилат, распни!
Распни за то, что Он смиренный,
За то, что кроток лик Его.
За то, что в благости презренной
Он не обидел никого.
Взгляни - Ему ли править нами,
Ему ли, жалкому, карать!
Ему ли кроткими устами
Своим рабам повелевать!
Бессилен Он пред общей ложью,
Пред злобой, близкой нам всегда,
И ни за что к Его подножью
Мы не склонимся никогда!"
И зло свершилось! Им в угоду
Пилат оправдан и омыт,
И на посмешище народу
Царь оклеветан... и... убит!
. . . . . . . . . . . . . . . . . .
Нависла мгла. Клубятся тени.
Молчат державные уста.
Склонись, Россия на колени
К подножью Царского Креста!
1921 г.
Моя вера
Не должен, не может
Народ мой великий
Бесовское рабство влачить,
Он все одолеет, он все превозможет,
Сумеет себя воскресить.
Он встанет из праха,
Воскреснет из тленья,
С очищенной скорбью душой,
Познавший обиды и ужас паденья
В пучине крамолы людской.
Ведомый ко благу Господней десницей,
Сквозь дебри житейских невзгод,
Он встанет как Лазарь,
Из смрадной гробницы,
И к Божьим стопам припадет.
1931 г.
Кресты
Они горят! Горят над куполами,
В шатре лазоревом ликующих небес,
Глася торжественно победными лучами
О дивной явности Божественных чудес.
В годины мук и горьких испытаний,
Разбитых чаяний, желаний и надежд,
Они зажглись над омутом страданий,
Для нищих верою, безумцев и невежд.
Они зажглись для сирых и гонимых,
Измученных кровавою борьбой,
Для всех больных, голодных, нелюдимых,
Раздавленных злорадною судьбой.
И пусть хулят их наглыми устами
Враги заклятые духовной красоты;
Они горят, горят над куполами,
Далекие, чудесные кресты!..
1921 г.
Венценосец
Он мне грезится всюду, венчанный Изгнанник,
Осененный терновьм венцом,
Неповинный Страдалец, небесный Избранник,
С величавым и кротким лицом.
Изнывает ли сердце под гнетом страданий,
Грудь ль жмется от думы больной;
И в юдоли скорбей, и в борьбе испытаний,
Он везде и всегда предо мной.
И мне чудится - слышу я голос любимый,
Слышу милую, нежную речь;
И, тоскуя в изгнаньи, всем миром гонимый,
Я спешу свое горе пресечь.
И слагаются накрест усталые руки,
Замолкает мой ропот пустой;
И встают предо мной Его горькие муки,
Его крест. Его подвиг святой.
О, мой Царь; униженый злодеям в угоду,
Всеми преданный в годы войны,
Ты погиб за любовь к дорогому народу,
За величье и славу страны.
О, гляди на меня всеблагими очами,
Будь всегда и повсюду со мной,
Пробуждая в душе неземными речами
Веру в правду и подвиг земной.