Среда, 23.07.2025, 01:58
Стихи о Боге Классики и современники
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
ТВОЙ КАБИНЕТ
гость
Группа: Гости
Время: 01:58
Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите в свой аккаунт.
Добавить
По вопросам размещения рекламы пишите в "Обратная связь"
Меню сайта
Стихи о Боге
Азы стихосложения
Поэмы
Объявления
Главная » 2010 » Август » 15 » Стихи о Боге Духовная поэзия Аксаков Иван
10:27
Стихи о Боге Духовная поэзия Аксаков Иван




(1823-1886)

Аксаков Иван Сергеевич, русский публицист, редактор-издатель, поэт и критик, один из идеологов славянофильства.

Сын писателя С.Т. Аксакова. Родился 26 сентября (8 октября) 1823 в с. Куроедово (Надежино) Белебеевского уезда Оренбургской губ. В 1826-1838 с перерывами жил с семьей в Москве, где получил домашнее образование. В 1842 окончил петербургское Училище правоведения и в 1842-1843 служил в московском 6-м (уголовном) департаменте Сената, в память об этом периоде написана мистерия «Жизнь чиновника» (1843; опубл. 1861 в Лондоне), восхваляющая мужество одинокого борца с бюрократизмом и разочарование в эффективности государственной службы. Однако, не смотря на это службу Аксаков не оставил, лишь сменив место службы «ища деятельности более живой и практически полезной». Сначала он перебрался в Калугу став там членом уголовной палаты, а в 1848 стал чиновником особых поручений при министерстве внутренних дел.

В 1852 г. Иван Сергеевич Аксаков окончательно вышел в отставку и посвятил себя журналистике, — с этих пор начинается его публицистическая деятельность, принесшая в конце столько славы, а рядом с нею, вплоть до самой смерти, и борьбы как с литературными врагами, так и с условиями цензуры. В 1852 в Москве под редакцией Аксакова вышел первый том «Московского сборника», объединивший «старших» и «младших» славянофилов и опубликовавший, среди прочего, некролог Н.В. Гоголя. В марте 1853 рукопись второго тома, как и само издание, были запрещены из-за статьи Аксакова о ярославской «общине ремесленников» как идеальном общественном устройстве. Ивану Аксакову было запрещение когда бы то ни было быть издателем или редактором журнала. В это же время Географическое Общество предложило ему командировку на юг, в Малороссию. Результатом поездки явилось «Исследование о торговле на украинских ярмарках», изданное на средства Общества, доставившее исследователю большую Константиновскую медаль и половинную Демидовскую премию от Академии Наук.

В 1855-1856, во время Крымской войны, вступил в Серпуховскую дружину, командуя отрядом московского ополчения (дошла до Бессарабии, в боях не участвовала). Путешествуя затем по Европе, в Лондоне встречался с А.И. Герценом (который, позднее разойдясь с Аксаковым из-за поддержки им политики царского правительства в Польше, говорил об этой встрече: «Мы с ним очень, очень сошлись…»), в славянских странах выступил инициатором создания Славянских благотворительных комитетов. По возвращении в Москву Аксаков стал управляющим конторой журнала «Сельское благоустройство», а в 1858-1859, после снятия запрета на редакторскую деятельность, — фактическим редактором журнала А.И. Кошелева «Русская беседа», который негласно редактировал с 1857.

С этого времени Иван Аксаков — ведущий славянофильский публицист, принявший тезис К.С. Аксакова о «нравственном равновесии» в Древней Руси и призывавший к формированию в России «общества» — всесословной «среды», одухотворенной внепартийным «народным сознанием», упраздняющей «ненародную» дворянскую интеллигенцию — придаток государственного аппарата — и распространяющей его привилегии «на все сословия». Смерть отца, болезнь и смерть брата надолго остановили деятельность Аксакова и лишь с середины 1861 г. вернулся он к литературе. С конца этого года начал выходить «День», имевший сначала огромный успех; но уже с июля 1862 г. под газетой стал подписываться Юрий Самарин. «День» просуществовал до конца 1865. С начала 1857 и по октябрь 1868 выходила аксаковская газета «Москва». «Москву» заменил «Москвич» того же И. С. Аксакова, но под другой подписью. Издания Аксакова столь часто преследовались властями и закрывались, что Аксакова называли «страстотерпцем цензуры всех эпох и направлений». Однако будучи близок к кругам московского купечества, будучи знаком с И.Ф. и Н.Ф. Мамонтовыми и известным издателем К.Т. Солдатенковым, Аксаков всегда ухитрялся изыскивать средства для новых изданий.

В конце 1860-х г. Иван Сергеевич Аксаков женился на фрейлине А. Ф. Тютчевой став зятем Ф.И. Тютчнва. И, с закрытием газеты «Москвич», посвятил себя делам Московского Славянского Комитета, а также (с 1874 г.) занял место председателя совета Московского Купеческого Общества Взаимного Кредита, одним из инициаторов создания которого сам и являлся. На смерть своего зятя в 1873 году, Аксаков откликнулся биографическим очерком «Федор Иванович Тютчев» (1874), где развил полемическую концепцию «пушкинского» периода русской поэзии, заканчивающегося со смертью Тютчева. В то же время Аксаков публиковал медитативную и проникнутую славянофильским пафосом лирику в московских изданиях: («Мы все страдаем и тоскуем», «Странным чувством объята душа», «Русскому поэту», «Клеймо домашнего позора», «Усталых сил я долго не жалел», «Поэтическая вольность» (1845) и неоконченную поэму «Бродяга» (1846-1850), оказавшей влияние на поэму Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

В 1860-1880-е годы Иван Аксаков стремился осмыслить новые тенденции общественной жизни пореформенной России в свете идей К.С. Аксакова и А.С.Хомякова.  Аксаков надеялся, что крестьянская реформа приведет к сближению сословий в России, а институт земства будет способствовать восстановлению органичности общественных связей, характерной, по убеждению славянофилов, для истории Руси. Аксаков предложил проект самоупразднения дворянства как сословия, отмены всех «искусственных разделений сословий» и распространения дворянских привилегий на все сословия России. Однако Аксаков вскоре утратил надежды на возможность быстрого достижения в России бессословной общественной гармонии, но продолжал выступать с критикой конституционализма. Требуемая либеральным дворянством конституция, по его убеждению, чужда народному духу и ведет к окончательному разрыву между народом и властью.

В 1878 Ивана Сергеевича Аксакова высылают из Москвы после выступления на собрании Московского славянского благотворительного общества с резкой критикой позиции российских дипломатов на Берлинском конгрессе 1878, согласившихся на раздел Болгарии и передачу части ее под власть Турции, что ущемило, по мнению Аксакова, интересы России после окончания русско-турецкой войны. Аксаков провёл несколько месяцев в селе Варварине, Юрьевского уезда, Владимирской губернии. Тем не менее, эта речь принесла Ивану Аксакову ораторскую славу и всемирную известность, увенчавшуюся кандидатурой его на болгарский престол, выдвинутой некоторыми болгарскими избирательными комитетами.

С ноября 1880 г. начала выходить «Русь». Весной 1885 г., утомленный душевно в физически, Иван Сергеевич приостановил свое издание и провёл несколько месяцев в Крыму. Он отдохнул там, но не излечился, — у него была болезнь сердца, от которой он и умер 27 января (8 февраля) 1886 года в Москве.

Сочинения Ивана Сергеевича Аксакова были изданы его женой в 7 томах. Кроме того, вышло 2 тома его переписки и собрание стихотворений.



Благовест

Среди дубравы
Блестит крестами
Храм пятиглавый
С колоколами.

Их звон призывный
Через могилы
Гудит так дивно
И так уныло.

К себе он тянет
Неодолимо,
Зовет и манит
Он в край родимый, –
В край благодатный,
Забытый мною, –
И, непонятной
Томим тоскою

Молюсь – и каюсь я,
И плачу снова,
И отрекаюсь я
От дела злого.

Далеко странствуя
Мечтой чудесною,
Через пространства я
Лечу небесныя.

И сердце радостно
Дрожит и тает,
Пока звон благостный

Не замирает.

Всенощная в деревне

Приди ты, немощный,
Приди ты, радостный!
Звонят ко всенощной,
К молитве благостной ...

И звон смиряющий
Всем в душу просится,
Окрест сзывающий
В полях разносится.

И стар, и млад войдет:
Сперва помолится,
Поклон земной кладет,
Кругом поклонится...

И стройно клирное
Несется пение,
И диакон мирное
Твердит глашение

О благодарственном
Труде молящихся
О граде царственном,
О всех трудящихся,

О тех, кому в удел
Страданье задано...
А в церкви дым висел
Густой от ладaна.

И заходящими
Лучами сильными,
И вкось блестящими
Столбами пыльными.

От солнца – Божий храм
Горит и светится,
В окно ж открытое
Несется синий дым,
И пенье слитное...

Звонят ко всенощной,
К молитве благостной...
Приди ты, немощный,

Приди ты, радостный!

Зачем душа твоя смирна?

Зачем душа твоя смирна?
Чем в этом мире ты утешен?
Твой праздный день пред Богом грешен,
Душа призванью не верна!
Вокруг тебя кипят задачи,
Вокруг тебя мольбы и плачи
И торжествующее зло,
А ты... Ужель хотя однажды
Ты боевой не сведал жажды,
Тебя в борьбу не увлекло?

Ты возлюбил свое безделье
И сна душевного недуг.
В пустых речах, в тупом веселье,
Чредою гибнет твой досуг.
На царство лжи глядя незлобно,
Ты примиряешься удобно
С неправдой быта своего,
С уродством всех его увечий,
Не разъяснив противоречий,
Не разрешая ничего!

Пред Богом ленью не греши!
Стряхни ярмо благоразумья!
Люби ревниво, до безумья,
Всем пылом дерзостным души!
Освободись в стремленье новом
От плена ложного стыда,
Позорь, греми укорным словом,
Подъемля нас всевластным зовом

На тяжесть общего труда!

Безумцем слыть тебе у всех!
Но для святыни убежденья
Полезней казни и гоненья,
Чем славы суетный успех.
О, в этой душной нашей ночи,
Кому из нас бесстрашной мочи
Достанет правду возлюбить?
Кто озарит нас правды светом?.
Одним безумцам в мире этом
Дано лучей ее добыть!..


Категория: Новости сайта Стихи о Боге | Просмотров: 3053 | Добавил: svetikpoet | Теги: стихи о БОГЕ | Рейтинг: 0.0/0
Поиск стихов
Опрос
Нужно ли учиться писать стихи?
Всего ответов: 103
Интервью с поэтом
Статьи о поэзии
Друзья сайта
Архив
Статистика

Copyright MyCorp © 2025