Аксаков Иван Сергеевич, русский публицист, редактор-издатель, поэт и критик, один из идеологов славянофильства.
Сын писателя С.Т. Аксакова. Родился 26 сентября (8 октября) 1823 в с.
Куроедово (Надежино) Белебеевского уезда Оренбургской губ. В 1826-1838 с
перерывами жил с семьей в Москве, где получил домашнее образование. В
1842 окончил петербургское Училище правоведения и в 1842-1843 служил в
московском 6-м (уголовном) департаменте Сената, в память об этом периоде
написана мистерия «Жизнь чиновника» (1843; опубл. 1861 в Лондоне),
восхваляющая мужество одинокого борца с бюрократизмом и разочарование в
эффективности государственной службы. Однако, не смотря на это службу
Аксаков не оставил, лишь сменив место службы «ища деятельности более
живой и практически полезной». Сначала он перебрался в Калугу став там
членом уголовной палаты, а в 1848 стал чиновником особых поручений при
министерстве внутренних дел.
В 1852 г. Иван Сергеевич Аксаков окончательно вышел в отставку и
посвятил себя журналистике, — с этих пор начинается его публицистическая
деятельность, принесшая в конце столько славы, а рядом с нею, вплоть до
самой смерти, и борьбы как с литературными врагами, так и с условиями
цензуры. В 1852 в Москве под редакцией Аксакова вышел первый том
«Московского сборника», объединивший «старших» и «младших» славянофилов и
опубликовавший, среди прочего, некролог Н.В. Гоголя. В марте 1853
рукопись второго тома, как и само издание, были запрещены из-за статьи
Аксакова о ярославской «общине ремесленников» как идеальном общественном
устройстве. Ивану Аксакову было запрещение когда бы то ни было быть
издателем или редактором журнала. В это же время Географическое Общество
предложило ему командировку на юг, в Малороссию. Результатом поездки
явилось «Исследование о торговле на украинских ярмарках», изданное на
средства Общества, доставившее исследователю большую Константиновскую
медаль и половинную Демидовскую премию от Академии Наук.
В 1855-1856, во время Крымской войны, вступил в Серпуховскую дружину,
командуя отрядом московского ополчения (дошла до Бессарабии, в боях не
участвовала). Путешествуя затем по Европе, в Лондоне встречался с А.И.
Герценом (который, позднее разойдясь с Аксаковым из-за поддержки им
политики царского правительства в Польше, говорил об этой встрече: «Мы с
ним очень, очень сошлись…»), в славянских странах выступил инициатором
создания Славянских благотворительных комитетов. По возвращении в Москву
Аксаков стал управляющим конторой журнала «Сельское благоустройство», а
в 1858-1859, после снятия запрета на редакторскую деятельность, —
фактическим редактором журнала А.И. Кошелева «Русская беседа», который
негласно редактировал с 1857.
С этого времени Иван Аксаков — ведущий славянофильский публицист,
принявший тезис К.С. Аксакова о «нравственном равновесии» в Древней Руси
и призывавший к формированию в России «общества» — всесословной
«среды», одухотворенной внепартийным «народным сознанием», упраздняющей
«ненародную» дворянскую интеллигенцию — придаток государственного
аппарата — и распространяющей его привилегии «на все сословия». Смерть
отца, болезнь и смерть брата надолго остановили деятельность Аксакова и
лишь с середины 1861 г. вернулся он к литературе. С конца этого года
начал выходить «День», имевший сначала огромный успех; но уже с июля
1862 г. под газетой стал подписываться Юрий Самарин. «День»
просуществовал до конца 1865. С начала 1857 и по октябрь 1868 выходила
аксаковская газета «Москва». «Москву» заменил «Москвич» того же И. С.
Аксакова, но под другой подписью. Издания Аксакова столь часто
преследовались властями и закрывались, что Аксакова называли
«страстотерпцем цензуры всех эпох и направлений». Однако будучи близок к
кругам московского купечества, будучи знаком с И.Ф. и Н.Ф. Мамонтовыми и
известным издателем К.Т. Солдатенковым, Аксаков всегда ухитрялся
изыскивать средства для новых изданий.
В конце 1860-х г. Иван Сергеевич Аксаков женился на фрейлине А. Ф. Тютчевой став зятем Ф.И. Тютчнва.
И, с закрытием газеты «Москвич», посвятил себя делам Московского
Славянского Комитета, а также (с 1874 г.) занял место председателя
совета Московского Купеческого Общества Взаимного Кредита, одним из
инициаторов создания которого сам и являлся. На смерть своего зятя в
1873 году, Аксаков откликнулся биографическим очерком «Федор Иванович Тютчев» (1874), где развил полемическую концепцию «пушкинского» периода русской поэзии, заканчивающегося со смертью Тютчева.
В то же время Аксаков публиковал медитативную и проникнутую
славянофильским пафосом лирику в московских изданиях: («Мы все страдаем и
тоскуем», «Странным чувством объята душа», «Русскому поэту», «Клеймо
домашнего позора», «Усталых сил я долго не жалел», «Поэтическая
вольность» (1845) и неоконченную поэму «Бродяга» (1846-1850), оказавшей
влияние на поэму Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
В 1860-1880-е годы Иван Аксаков стремился осмыслить новые тенденции
общественной жизни пореформенной России в свете идей К.С. Аксакова и А.С.Хомякова.
Аксаков надеялся, что крестьянская реформа приведет к сближению
сословий в России, а институт земства будет способствовать
восстановлению органичности общественных связей, характерной, по
убеждению славянофилов, для истории Руси. Аксаков предложил проект
самоупразднения дворянства как сословия, отмены всех «искусственных
разделений сословий» и распространения дворянских привилегий на все
сословия России. Однако Аксаков вскоре утратил надежды на возможность
быстрого достижения в России бессословной общественной гармонии, но
продолжал выступать с критикой конституционализма. Требуемая либеральным
дворянством конституция, по его убеждению, чужда народному духу и ведет
к окончательному разрыву между народом и властью.
В 1878 Ивана Сергеевича Аксакова высылают из Москвы после выступления на
собрании Московского славянского благотворительного общества с резкой
критикой позиции российских дипломатов на Берлинском конгрессе 1878,
согласившихся на раздел Болгарии и передачу части ее под власть Турции,
что ущемило, по мнению Аксакова, интересы России после окончания
русско-турецкой войны. Аксаков провёл несколько месяцев в селе
Варварине, Юрьевского уезда, Владимирской губернии. Тем не менее, эта
речь принесла Ивану Аксакову ораторскую славу и всемирную известность,
увенчавшуюся кандидатурой его на болгарский престол, выдвинутой
некоторыми болгарскими избирательными комитетами.
С ноября 1880 г. начала выходить «Русь». Весной 1885 г., утомленный
душевно в физически, Иван Сергеевич приостановил свое издание и провёл
несколько месяцев в Крыму. Он отдохнул там, но не излечился, — у него
была болезнь сердца, от которой он и умер 27 января (8 февраля) 1886
года в Москве.
Сочинения Ивана Сергеевича Аксакова были изданы его женой в 7 томах.
Кроме того, вышло 2 тома его переписки и собрание стихотворений.
Благовест
Среди дубравы
Блестит крестами
Храм пятиглавый
С колоколами.
Их звон призывный
Через могилы
Гудит так дивно
И так уныло.
К себе он тянет
Неодолимо,
Зовет и манит
Он в край родимый, –
В край благодатный,
Забытый мною, –
И, непонятной
Томим тоскою
Молюсь – и каюсь я,
И плачу снова,
И отрекаюсь я
От дела злого.
Далеко странствуя
Мечтой чудесною,
Через пространства я
Лечу небесныя.
И сердце радостно
Дрожит и тает,
Пока звон благостный
Не замирает.
Всенощная в деревне
Приди ты, немощный,
Приди ты, радостный!
Звонят ко всенощной,
К молитве благостной ...
И звон смиряющий
Всем в душу просится,
Окрест сзывающий
В полях разносится.
И стар, и млад войдет:
Сперва помолится,
Поклон земной кладет,
Кругом поклонится...
И стройно клирное
Несется пение,
И диакон мирное
Твердит глашение
О благодарственном
Труде молящихся
О граде царственном,
О всех трудящихся,
О тех, кому в удел
Страданье задано...
А в церкви дым висел
Густой от ладaна.
И заходящими
Лучами сильными,
И вкось блестящими
Столбами пыльными.
От солнца – Божий храм
Горит и светится,
В окно ж открытое
Несется синий дым,
И пенье слитное...
Звонят ко всенощной,
К молитве благостной...
Приди ты, немощный, Приди ты, радостный!
Зачем душа твоя смирна?
Зачем душа твоя смирна?
Чем в этом мире ты утешен?
Твой праздный день пред Богом грешен,
Душа призванью не верна!
Вокруг тебя кипят задачи,
Вокруг тебя мольбы и плачи
И торжествующее зло,
А ты... Ужель хотя однажды
Ты боевой не сведал жажды,
Тебя в борьбу не увлекло?
Ты возлюбил свое безделье
И сна душевного недуг.
В пустых речах, в тупом веселье,
Чредою гибнет твой досуг.
На царство лжи глядя незлобно,
Ты примиряешься удобно
С неправдой быта своего,
С уродством всех его увечий,
Не разъяснив противоречий,
Не разрешая ничего!
Пред Богом ленью не греши!
Стряхни ярмо благоразумья!
Люби ревниво, до безумья,
Всем пылом дерзостным души!
Освободись в стремленье новом
От плена ложного стыда,
Позорь, греми укорным словом,
Подъемля нас всевластным зовом
На тяжесть общего труда!
Безумцем слыть тебе у всех!
Но для святыни убежденья
Полезней казни и гоненья,
Чем славы суетный успех.
О, в этой душной нашей ночи,
Кому из нас бесстрашной мочи
Достанет правду возлюбить?
Кто озарит нас правды светом?.
Одним безумцам в мире этом
Дано лучей ее добыть!..