Стихотворения в прозе - отличается от прозы отсутствием сюжета и установки на информацию или
повествование, но отличается и от поэзии отсутствием сколько-нибудь
строгой метрики, ритмики, строфики и отчетливой, регулярной рифмы. В
этом плане, стихотворения в прозе не нужно путать ни с ритмической
прозой (например, Андрея Белого), ни со свободным стихом (верлибр),
широко распространившимся в XX в. Вместе с тем, для стихотворений в
прозе характерны повышенная метафоричность, эмоциональность языка, упор
на передачу субъективных впечатлений, которые обычно характеризуют
лирическое высказывание. Как правило, рождение жанра стихотворений в
прозе связывают с Францией и романтизмом, его началом считают книгу
миниатюр поэта-романтика Алоизиюса Бертрана «Гаспар из Тьмы. Фантазии в
манере Рембрандта и Калло» Стихотворение в прозе во французской литературе зародилось и выстраивалось на границе двух литературных родов, во взаимодействии стихотворных и прозаических жанров. Исследователи указывают на два противоположных источника возникновения жанра: это, с одной стороны, религиозная европейская лирика в прозе XVI века, идущая от Библии: Псалтирь, молитвы, сочинения мистиков, и, с другой стороны, влияние поэтического ритма и чувства на французскую прозу XVII века . Поэзия стремилась к большей свободе в выражении замысла, к освобождению от норм стихосложения данной эпохи, проза – к преодолению свойственной ей односторонности (аналитизм, интеллектуальность, поучительность). Эти два источника питали стихотворение в прозе в разные исторические периоды. В названии жанра отразился двойственный характер явления. Появление термина «стихотворение в прозе» относят к XVII веку. В это время и позднее, в XVIII веке, он применялся к современным героическим и возвышенным романам. В самом конце XVII века появился первый общепризнанный образец поэтической прозы - эпопея в прозе Франсуа Фенелона «Телемак» . Это произведение представляло собой наиболее яркий, по мнению исследователей, пример поэтической описательной прозы на эпический сюжет. Автор использовал образы античных божеств, сравнения и гиперболы, а также ритмизацию. В «Энциклопедии» 1765 года Аббат Дю Бос определил «стихотворение в прозе» как «прозаический роман, по содержанию и стилю близкий к лирической поэзии» .
В наши дни продолжается работа над созданием новых литературных моделей, которые, так же как и стихотворение в прозе в момент его возникновения и на каждом кризисном для жанра этапе, представляют собой неопределенные «гибридные» образования (поэтические романы и рассказы, стихотворения-рассказы, поэтические пьесы и диалоги). М. Сандра предлагает рассматривать их как продолжение «кризиса стиха», о котором в свое время заявил С. Малларме.
Л.А. Пушина
|