Видный писатель XVIII в. Род. в дворянской семье.
Обучался дома, продолжал образование в Сухопутном шляхетном корпусе, где
начал заниматься лит-ой работой, перелагая стихами псалмы, сочиняя от
имени кадетов «поздравительные оды» императрице Анне, песни — по образцу
французских поэтов и Тредиаковского. Зарекомендовал себя этим при дворе
и в кругу влиятельных ценителей. Окончив корпус в 1740, был зачислен на
службу сперва в военно-походную канцелярию гр. Миниха, затем адъютантом
у гр. А. Г. Разумовского. Напечатанная в 1747 и сыгранная кадетами
сперва в корпусе, затем при дворе [1749] его первая трагедия «Хорев»
создала ему известность. Пьесы его игрались при дворе выписанной из
Ярославля труппой Ф. Г. Волкова; а когда в 1756 учрежден был постоянный
театр, С. был назначен его директором и долго был главным поставщиком
репертуара. За «Хоревом» следовало восемь трагедий: «Гамлет» [1748],
«Синав и Трувор» [1751], «Артистона» [1751], «Семира» (представл. в
1751, напеч. в 1768) («венец бессмертия Сумарокова», по отзыву актера
Дмитревского), «Ярополк и Димиза» (представл. в 1758, напеч. в 1763),
«Вышеслав» [1768], «Димитрий Самозванец» [1771], «Мстислав» [1774],—12
комедий [между 1750—1772]: «Тресотиниус», «Чудовища», «Приданое
обманом», «Опекун», «Лихоимец», «Три брата совместники», «Ядовитый»,
«Нарцисс», «Рогоносец по воображению», «Пустая ссора», «Вздорщица» и
«Мать совместница дочери»; три оперных либретто [«Цефал и Прокрис» —
музыка Арайи, 1755] и одна драма. Параллельно С., работавший чрезвычайно
быстро (комедия «Тресотиниус», по его указанию, «зачата 12 генваря
1750, окончена генваря 13-го 1750»), развивал широкую деятельность и в
других областях литературы. В 1755—1758 он был активным сотрудником
академического журнала «Ежемесячные сочинения», в 1759 издавал
собственный сатирико-нравоучительного оттенка журнал «Трудолюбивая
пчела», прекратившийся за недостатком средств. В 1762—1769 вышли
сборники его басен («Притчи», кн. I, II, III); с 1769 по 1774 ряд
сборников его стихотворений. Полное собрание сочинений, со включением
критических статей и мелочей в прозе, вышло в 10 частях после его смерти
(два издания — М., 1781 и М., 1787). Несмотря на близость ко двору,
покровительство вельмож, похвалы почитателей, С. не чувствовал себя
оцененным по заслугам и постоянно жаловался на недостаток внимания, на
придирки цензуры, невежество публики. В 1761 он потерял управление
театром, переселившись затем в Москву [1769]. Здесь, заброшенный
покровителями, разорившийся и спившийся, он и умер.
Для С. характерно преобладание критической и сатирической стихии в
его творчестве. С. сознает себя основателем школы. Избранное им
литературное направление — классицизм, в том виде, какой он принял во
Франции XVII — нач. XVIII вв. Современные почитатели поэтому не раз
провозглашали С. «наперсником Буало» (имея в виду его сатиры и «Эпистолу
о стихотворстве»), «северным Расином», «Мольером», «российским
Лафонтеном». Однако классицизм С. отличен напрель от классицизма его
старшего современника Ломоносова. С. «снижает» классическую поэтику.
«Снижение» выражается в устремлении к менее «высокой» тематике, во
внесении в поэзию мотивов личного, интимного порядка, в отказе от
ломоносовского «парения», в предпочтении «средних» и «низких» жанров
жанрам «высоким», в стремлении к простому, естественному языку, с
умеренными славянизмами и известной примесью простонародной речи.
«Снижение» это происходило в обстановке острой лит-ой борьбы,
позволяющей говорить о борьбе сумароковской системы с ломоносовской,
которую кроме С. проводили такие его сторонники, как Ржевский, Нартов,
Аблесимов, Херасков, Карин, Поповский и др. поэты XVIII в. «Снижение» и
«опрощение» поэзии С. вело, с одной стороны, к приближению его
творчества к жизни, но, с другой, делало его строго ограниченным
интересами его класса.
«Снижая» классическую поэтику, С. одновременно был настроен крайне
враждебно к проявлениям исторически значимой буржуазной литературы,
напрель к романам и «слезной комедии», в переводах и подражаниях уже
появлявшейся на русской сцене. Таково его негодование по поводу
постановки «Евгении» Бомарше в 1770 («Новый и пакостный род слезных
комедий») и по поводу выступлений драматурга В. Лукина [1765], в свою
[очередь, не называя имени, критиковавшего комедии Сумарокова.
Лит-ая деятельность С. останавливает внимание своим внешним
разнообразием. Им испробованы все жанры: в области лирики — оды
торжественные, духовные, философские, анакреонтические, оды «вздорные»
(пародии), эпистолы (послания), сатиры, элегии, песни, эпиграммы,
мадригалы, эпитафии; в области эпоса — идиллии, басни; в области драмы —
трагедии, комедии, драмы «с голосами» (оперы) и т. д. В своей
стихотворной технике он использовал все существовавшие тогда размеры,
пробовал ввести в обиход размеры народной песни (дольники), античной
поэзии («сапфические строфы»), делал опыты в области рифмы, применял
разнообразные строфические построения. Из «высоких» жанров С. оставил
неприкосновенной только трагедию, действующие лица которой у него
являются рупорами идей «просвещенного абсолютизма», а вся она — школой
гражданской добродетели для подданных и монарха. Дидактическая задача
ставится и комедии — «издевкой править нрав, смешить и пользовать прямой
ее устав»: сатирическое жало комедии, направленное против невежества и
скопидомства провинциальных помещиков, против поверхностной
«образованности» щеголей и щеголих и особенно против ненавистного С. и
его группе подьяческого (чиновничьего) сословия — имеет задачей повысить
культурность дворянства и указать истинную, по мнению автора, причину
государственного нестроения (начинавшегося кризиса помещичьего
хозяйства) — злоупотребления низших агентов власти, мелкой бюрократии.
С. предостерегает дворянство от пустого сословного чванства («не в
титла, в действии быть должно дворянином»), от злоупотреблений
помещичьей властью (см. в особенности «Хор к превратному свету», где
«синица» рассказывает, что «за морем — людьми не торгуют, деревень на
карту не ставят, с крестьян кожи не сдирают»). Это не мешало ему быть
убежденным сторонником крепостной системы, врагом каких бы то ни было
преобразований в этой области (см. его замечания на екатерининский
«Наказ» и его стихи о Пугачеве, написанные под свежим впечатлением
1773—1775). Было бы неправильным игнорировать реакционную сторону
творчества С. по сравнению с Ломоносовым. Читатели ближайших к XVIII в.
поколений не разделяли восторгов известной части современников перед
С. Пушкин называл его «слабое дитя чужих уроков»; позднейшая критика
склонна была отрицать у С. какой бы то ни было талант, становясь на
точку зрения литературных противников С. в XVIII в. — Тредиаковского и
отчасти Ломоносова, Эмина и Лукина. Белинский впрочем находил, что,
«каков бы ни был талант Сумарокова, его нападки на крапивное семя всегда
будут заслуживать почетного упоминания от историков русской
литературы». Начавшаяся в XX в. и углубленная в советское время
переоценка С. выдвинула его значение в деле подготовки нового русского
литературного языка (см. особенно язык действующих лиц его комедий), в
деле известного приближения литературы к жизни. Односторонний интерес
буржуазных литературоведов к С. — драматургу сменяется широким изучением
его лирики, его теоретических воззрений, лит-ой полемики и т. д.
Изучение это впрочем еще только начато.
"Литературная энциклопедия" (т. 1—9, 11, 1929—39, неконч.)