
Татиана Гримблит родилась 14 декабря 1903 года в городе Томске в семье служащего
акцизного управления Николая Гримблита. Образование Татьяна получила в
Томской гимназии, которую она окончила в 1920 году. В этом же году
скончался ее отец, и она поступила работать воспитательницей в детскую
колонию «Ключи». Воспитанная в глубоко христианском духе, желая подвига и
взыскуя совершенства в исполнении заповедей Господних, она, едва
окончив школу, посвятила свою жизнь помощи ближним. В 1920 году
завершилась на территории Сибири гражданская война и начались репрессии
против народа, а вскоре и сама Сибирь с ее обширными пространствами
стала местом заключения и ссылок. В это время благочестивая девица и
ревностная христианка Татьяна постановила себе за правило почти все
зарабатываемые средства, а также то, что ей удавалось собрать в храмах
города Томска, менять на продукты и вещи и передавать их заключенным в
Томскую тюрьму. Приходя в тюрьму, она спрашивала у администрации, кто из
заключенных не получает продуктовых передач, — и тем передавала.
В 1923 году Татьяна повезла передачи нуждающимся
заключенным в тюрьму в город Иркутск. Здесь ее арестовали, предъявив
обвинение в контрреволюционной деятельности, которая заключалась в
благотворительности узникам, но через четыре месяца ее освободили. В
1925 году ОГПУ снова арестовало Татьяну Николаевну за помощь
заключенным, но на этот раз ее освободили через семь дней. После
освобождения она по-прежнему продолжала помогать заключенным. К этому
времени она познакомилась со многими выдающимися архиереями и
священниками Русской Православной Церкви, томившимися в тюрьмах Сибири.
Ее активная благотворительная деятельность все более
привлекала внимание сотрудников ОГПУ и все более раздражала безбожников.
Они стали собирать сведения для ее ареста, которые в конце концов
свелись к следующей характеристике подвижницы, ставшей со временем
всероссийской благотворительницей: «Татьяна Николаевна Гримблит имеет
связь с контрреволюционным элементом духовенства, которое находится в
Нарымском крае, в Архангельске, в Томской и Иркутской тюрьмах.
Производит сборы и пересылает частью по почте, большинство с оказией.
Гримблит во всех тихоновских приходах имеет своих близких знакомых,
через которых и производятся сборы».
6 мая 1925 года начальник секретного отделения ОГПУ
допросил Татьяну Николаевну о том, помогала ли она сосланному
духовенству и кому именно, а также через кого она пересылала посылки в
другие города. Татьяна Николаевна ответила:
— С 1920 года я оказывала материальную помощь ссыльному
духовенству и вообще ссыльным, находящимся в Александровском централе,
Иркутской тюрьме и Томской и в Нарымском крае. Средства мной собирались
по церквям и городу, как в денежной форме, так и вещами и продуктами.
Деньги и вещи посылались мной по почте и с попутчиками, то есть с
оказией. С попутчиком отправляла в Нарымскую ссылку посылку весом около
двух пудов на имя епископа Варсонофия (Вихвелина). Фамилию попутчика я
не знаю. Перед Рождеством мною еще была послана посылка на то же имя,
фамилию попутчика тоже не знаю. В Александровском централе я оказывала
помощь священникам, в Иркутской тюрьме епископу Виктору
(Богоявленскому), в Нарымской ссылке священникам Попову и Копылову,
епископам Евфимию (Лапину), Антонию (Быстрову), Иоанникию (Сперанскому),
Агафангелу (Преображенскому) и заключенному духовенству, находящемуся в
Томских домах заключения, и мирянам; вообще заключенным, не зная причин
их заключения.
— Обращались ли вы к духовенству с просьбой оказать
содействие по сбору средств на заключенных и ссыльных, — спросил
следователь.
— Да, обращалась, но получала с их стороны отказ, —
ответила Татьяна, не желая впутывать в это дело никого из знакомого ей
духовенства.
— Кого вы знаете из лиц, производивших помимо вас сборы на заключенных и ссыльных?
— Лиц, производивших помимо меня сборы, не знаю.
На следующий день ОГПУ выписало ордер на ее арест, и она была заключена в Томское ОГПУ.
18 мая следствие было закончено и ОГПУ постановило:
«Принимая во внимание, что дознанием не представляется возможность
добыть необходимые материалы для гласного суда, но виновность... все же
установлена, а посему дознание считать законченным и, согласно приказу
ОГПУ за № 172, таковое направить в Особое Совещание при Коллегии ОГПУ
для применения... внесудебного наказания — административной ссылки».
Татьяна Николаевна вместе с некоторыми другими арестованными
священниками рассматривалась как «вдохновительница тихоновского движения
в губернии. С удалением их из губернии значительно поколеблются устои
тихоновской организации». Документы дела были препровождены в ОГПУ в
Москве, а после того, как здесь было принято решение о репрессиях против
арестованных, 26 марта 1926 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ
постановило выслать Татьяну Николаевну в Зырянский край на три года. 1
июля 1926 года Татьяна Николаевна по этапу была доставлена в
Усть-Сысольск.
15 июля 1927 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ
постановило выслать Татьяну Николаевну этапом через всю страну в
Казахстан на оставшийся срок. 15 декабря она прибыла в Туркестан. 19
декабря 1927 года Особое Совещание постановило освободить ее,
предоставив ей право жить, где пожелает. О том, что она освобождена,
сотрудники ОГПУ в Туркестане сообщили ей только 10 марта 1928 года, и 16
марта Татьяна Николаевна выехала в Москву. Она поселилась неподалеку от
храма святителя Николая в Пыжах, в котором служил хорошо ей знакомый
священник архимандрит Гавриил (Игошкин). Татьяна стала постоянной
прихожанкой храма Николы в Пыжах, где она стала петь на клиросе.
Вернувшись из заключения, она еще активней помогала оставшимся в ссылках
и находящимся в тюрьмах заключенным, многих из которых она теперь знала
лично. Посещения заключенных и помощь им стали ее подвигом и служением
Христу. По выражению многих святителей, стяжавших впоследствии
мученический венец, она стала для них новым Филаретом Милостивым. В
подвиге милосердия и помощи, безотказности и широте этой помощи ей не
было равных. В ее сердце, вместившем Христа, никому уже не было тесно.
В начале тридцатых годов поднялась очередная волна
безбожных гонений на Русскую Православную Церковь, когда были арестованы
несколько десятков тысяч священнослужителей и мирян. Сотни их были
арестованы и в Москве, и среди них 14 апреля 1931 года была арестована и
Татьяна. Через несколько дней следователь допросил ее. Она рассказала,
что действительно помогала ссыльным и заключенным, но только она,
особенно вначале, помогала всем заключенным, вовсе не интересуясь,
церковные это люди или нет, и даже по политическим ли они осуждены
статьям или по уголовным, для нее было важно только то, что они
нуждались и не имели того, кто бы им помогал.
30 апреля 1931 года Особое Совещание приговорило Татьяну
Гримблит к трем годам заключения в концлагере, и она была отправлена в
Вишерский исправительно-трудовой лагерь в Пермской области. Здесь, в
лагере, она изучила медицину и стала работать фельдшером, что как нельзя
лучше соответствовало выбранному ею подвижническому пути — беззаветному
служению ближним. В 1932 году она была освобождена с запретом жить в
двенадцати городах на оставшийся срок. Местом жительства она избрала
город Юрьев-Польский Владимирской области. После окончания срока в 1933
году, Татьяна Николаевна поселилась в городе Александрове Владимирской
области и устроилась работать фельдшером в больнице. В 1936 году она
переехала в село Константиново Московской области и стала работать
лаборанткой в Константиновской районной больнице.
Работая в больнице, и зачастую много больше, чем ей
полагалось по ее обязанностям, она почти все свои средства, а также и
те, что ей жертвовали для заключенных верующие люди, отдавала на помощь
находящемуся в заключении духовенству и православным мирянам, со всеми
ними ведя активную переписку. В ее деятельности для всех страждущих была
ощутима не только ее материальная поддержка, но и поддержка словом — в
письмах, которые она посылала. Для некоторых она в иные периоды
становилась единственным корреспондентом и помощником. Епископ Иоанн
(Пашин) писал ей из лагеря: «Родная, дорогая Татьяна Николаевна! Письмо
Ваше получил и не знаю, как Вас благодарить за него. Оно дышит такой
теплотой, любовью и бодростью, что день, когда я получил его, — был для
меня один из счастливых, и я прочитал его раза три подряд, а затем еще
друзьям прочитывал: владыке Николаю и отцу Сергию — своему духовному
отцу. Да! Доброе у Вас сердце, счастливы Вы, и за это благодарите
Господа: это не от нас — Божий дар. Вы — по милости Божией – поняли, что
высшее счастье здесь — на земле — это любить людей и помогать им. И Вы —
слабенькая, бедненькая — с Божьей помощью, как солнышко, своей добротой
согреваете обездоленных и помогаете, как можете. Вспоминаются слова
Божии, сказанные устами святого апостола Павла: "Сила Моя в немощи
совершается”. Дай Господи Вам силы и здоровья много-много лет идти этим
путем и в смирении о имени Господнем творить добро. Трогательна и Ваша
повесть о болезни [2] и дальнейших похождениях. Как премудро и милосердно устроил Господь, что Вы, перенеся тяжелую болезнь [3],
изучили медицину и теперь, работая на поприще лечения больных,
страждущих, одновременно и маленькие средства будете зарабатывать,
необходимые для жизни своей и помощи другим, и этой своей святой работой
сколько слез утрете, сколько страданий облегчите... Работаете в
лаборатории, в аптеке? Прекрасно. Вспоминайте святого великомученика
Пантелеимона Целителя и его коробочку с лекарствами в руках (как на
образах изображают) и о имени Господнем работайте, трудитесь во славу
Божию. Всякое лекарство, рассыпаемое по порошкам, разливаемое по
склянкам, да будет ограждено знамением Святого Креста. Слава Господу
Богу!»
Архиепископ Аверкий (Кедров), находившийся в ссылке в
городе Бирске в Башкирии, писал Татьяне Николаевне: «Получил Ваше
закрытое письмо, а вслед за ним открытку. За то и другое приношу Вам
сердечную благодарность. Слава Богу — они по-прежнему полны бодрости и
света, крепкой веры и твердого упования на промыслительную десницу
Всевышнего. Слава Богу! Да никогда не иссякнет и не умалится в душе
Вашей этот живоносный источник, который так облегчает здесь на земле
восприятие жизненных невзгод, несчастий, ударов, неудач и разочарований.
Не длинен еще пройденный путь Вашей благословенной от Господа жизни, а
между тем сколько бурь пронеслось над Вашей главой. И не только над
головой: как острое оружие они прошли и через Ваше сердце. Но не
поколебали его и не сдвинули его с краеугольного камня — скалы, на
которой оно покоится, — я разумею Христа Спасителя. Не погасили эти
штормы в Вашем милом сердце ярко горящий и пламенеющий огонь веры
святой. Слава Богу — радуюсь сему и преклоняюсь пред Вашим этим подвигом
непоколебимой преданности Творцу, пред теми болезненными скорбями,
испытаниями, страданиями нравственными, через которые лежал Ваш путь к
этой победе в Вашей душе Христа над Велиаром, неба над землей, света над
тьмой. Спаси Вас Христос и сохрани, помоги Вам и впредь неустрашимо и
непоколебимо стоять на божественной страже своего святого святых...»
Больше всего из земных мест Татьяна Николаевна любила
Дивеево, куда она приезжала часто и где служил ее духовный отец
протоиерей Павел Перуанский. В одном из писем, написанном 5 сентября
1937 года архиепископу Аверкию (Кедрову), еще находившемуся в то время в
ссылке в городе Бирске, беспокоясь о его судьбе, так как отовсюду стали
приходить известия об арестах духовенства и мирян, она писала: «Дорогой
мой Владыка Аверкий! Что-то давно мне нет от Вас весточки. Я была в
отпуске полтора месяца. Ездила в Дивеево и Саров. Прекрасно провела там
месяц. Дивно хорошо. Нет, в раю не слаще, потому что больше любить
невозможно. Да благословит Бог тех людей, яркая красота души которых и
теперь передо мной. Крепко полюбила я те места, и всегда меня туда
тянет. Вот уже третий год подряд бываю там, с каждым разом все дольше.
Навсегда б я там осталась, да не было мне благословения на то. А на
поездку во время отпуска все благословили.
Откликайтесь, солнышко милое. А то я беспокоюсь, не
случилось ли с Вами чего недоброго. Напомните мне географию. Далеко ли
Бирск от Уфы? Пишите мне, я уже крепко соскучилась о Вас, родной мой».
Вечером, в тот день, когда Татьяна писала это письмо, она
была арестована. Сотрудники НКВД пришли ее арестовывать, когда она
писала очередное письмо священнику в ссылку, остановив ее на полуслове.
Уходя в тюрьму, она оставила записку подруге, чтобы та обо всем
происшедшем уведомила ее мать. Сохраняя даже в эти минуты мир и
спокойствие, Татьяна Николаевна писала: «Ольга родная, прости! Прибери
все. Получи белье от Дуни. Белье прибери в коробку, которая под
кроватью. Постель и одежду зашей в мешки (мешка здесь два, но ты найди
целые и чистые, в которых можно было бы все послать маме). Когда меня
угонят отсюда, то только через десять дней пошли все маме, известив ее
сначала о моем аресте письмом. Напишешь письмо, а потом через пару дней
шли вещи. Деньги на пересылку у тебя будут. Деньги после десяти дней
вслед за вещами отправить маме, она мне переводить будет и пересылать
что надо. Ну, всех крепко целую. За все всех благодарю. Простите. Я
знала, надев крест, тот, что на мне: опять пойду. За Бога не только в
тюрьму, хоть в могилу пойду с радостью».
Допрашивал Татьяну начальник Константиновского районного отделения НКВД Судаков.
— Обвиняемая Гримблит, при обыске у вас изъята переписка с
указанием массы адресов. Какие вы имеете связи с указанными лицами и кто
они по положению? — спросил он.
— Шесть человек, указанные в адресах, являются
священнослужителями, и все они были в заключении и в этапах, а в данное
время они находятся в заключении и в минусах. Связь у меня с ними есть
лишь письмами. Остальные адреса моих родственников, работающих в Москве и
в Александрове.
После допроса заместитель начальника Константиновского НКВД
Смирницкий допросил в качестве свидетелей сослуживцев Татьяны по
Константиновской районной больнице — врача, медсестру и бухгалтеров.
Они показали: «Мне известно, что Гримблит посетила
больного, лежащего в госпитале, к которому Гримблит не имела никакого
отношения по медицинскому обслуживанию. В результате на другое утро
больной рассказал врачу, что ему всю ночь снились монастыри, монахи,
подвалы и так далее. Этот факт наводит меня на мысль, что Гримблит вела с
больными беседы на религиозные темы. На собрании сотрудников больницы
по вопросу о подписке на вновь выпущенный заем Гримблит ни за, ни против
в прениях не выступала, но при голосовании за подписку на заем не
голосовала».
«Гримблит зимой 1937 года, сидя у тяжело больного в палате,
в присутствии больных и медперсонала после его смерти встала и
демонстративно его перекрестила. В разговорах, сравнивая положение в
тюрьмах царского строя с настоящим, Гримблит говорила: "При советской
власти можно встретить безобразных моментов не меньше, чем прежде”.
Отвечая на вопросы о том, почему она ведет скудную жизнь, Гримблит
говорила: "Вы тратите деньги на вино и кино, а я на помощь заключенным и
церковь”. На вопрос о носимом ею на шее кресте Гримблит неоднократно
отвечала: "За носимый мною на шее крест я отдам свою голову, и пока я
жива, с меня его никто не снимет, а если кто попытается снять крест, то
снимет его лишь с моей головой, так как он надет навечно”. В 1936 году
при обращении приехавшего одного из заключенных Дмитлага для ночевки
Гримблит при встрече с ним спросила, по какой статье он сидит, и,
получив ответ, что он сидит по 58 статье, с удовольствием уступила для
ночлега свою комнату, заявив, что она для людей, сидящих по 58-ой
статье, всегда готова чем угодно помочь. У Гримблит в период ее работы в
больнице были случаи ухода с работы в церковь для совершения
религиозных обрядов».
«Мне известно, что Гримблит очень религиозный человек,
ставившая религию выше всего. В день Преображения в разговоре со мной
Гримблит сказала: "Теперь стал не народ, а просто подобно скоту. Помню,
как было раньше, когда я училась в гимназии. Сходишь в церковь,
отдохнешь, и работа спорится лучше, а теперь нет никакого различия, но
придет время, Господь покарает и за все спросит”. Мне также приходилась
часто от Гримблит слышать слова: "Придет все же время, когда тот, кто не
верует, будет после каяться и пострадает за это, как страдаем в данное
время мы, верующие”. Кроме того, Гримблит использовала свое служебное
положение для внедрения религиозных чувств среди стационарных больных.
Находясь на дежурстве, Гримблит выдачу лекарств больным сопровождала
словами: "С Господом Богом”. И одновременно крестила больных. Слабым же
больным Гримблит надевала на шею кресты».
«Относительно воспитания детей в настоящее время Гримблит
неоднократно говорила: "Что хорошего можно ожидать от теперешних детей в
будущем, когда их родители сами не веруют и детям запрещают веровать”.
И, упрекая родителей, говорила: "Как вы от Бога ни отворачиваетесь, рано
или поздно Он за все спросит”. В 1936 году моя девятилетняя дочка
рассказывала мне, что Гримблит ее выучила креститься, за что дала ей
гостинцев».
После допросов свидетелей заместитель начальника НКВД Константиновского района допросил Татьяну.
— Обвиняемая Гримблит, не состояли ли вы и не состоите ли в
настоящее время в какой-либо религиозной секте, если состоите, то
каковы ее цели?
— Ни в какой секте я не состояла и не состою.
— Обвиняемая Гримблит, из каких средств вы оказывали помощь
заключенным и не являетесь ли вы членом какой-либо организации,
ставящей своей задачей оказание им помощи, а также внедрение религии в
массы?
— Я ни в какой организации никогда не состояла и не состою.
Помощь заключенным и кому могу помочь я оказываю из своих заработанных
средств. Внедрением религии в массы я никогда не занималась и не
занимаюсь.
— Какова причина вашей помощи в большинстве случаев
политзаключенным, а также причина ведения вами переписки исключительно с
политзаключенными?
— Являясь религиозным человеком, я и помощь оказывала
только заключенным религиозникам, с которыми встречалась на этапах и в
заключении, и, выйдя на свободу, переписывалась с ними. С остальной же
частью политзаключенных я никогда не имела никакой связи.
— Как вы проявлялись как религиозный человек относительно советской власти и окружающего вас народа?
— Перед властью и окружающими я старалась проявить себя
честным и добросовестным работником и этим доказать, что и религиозный
человек может быть нужным и полезным членом общества. Своей
религиозности я не скрывала.
— Обвиняемая Гримблит, признаете ли вы себя виновной в
ведении вами антисоветской агитации за время службы в Константиновской
больнице?
— Никакой антисоветской агитации я нигде никогда не вела.
На фразы, когда, жалея меня, мне говорили: «Вы бы получше оделись и
поели, чем посылать деньги кому-то», я отвечала: «Вы можете тратить
деньги на красивую одежду и на сладкий кусок, а я предпочитаю поскромнее
одеться, попроще поесть, а оставшиеся деньги послать нуждающимся в
них».
После этих допросов Татьяна была помещена в тюрьму в городе
Загорске. 13 сентября 1937 года следствие было закончено и составлено
обвинительное заключение. 21 сентября перед отправкой обвинительного
заключения на решение тройки сотрудник НКВД Идельсон вызвал Татьяну на
допрос и, узнав, за что и когда она арестовывалась раньше, спросил:
— Вы обвиняетесь в антисоветской агитации. Признаете ли себя виновной?
— Виновной себя не признаю. Антисоветской агитацией никогда не занималась.
— Вы также обвиняетесь в проведении вредительства,
сознательном умертвлении больных в больнице села Константиново.
Признаете себя виновной?
— Виновной себя не признаю, вредительской деятельностью никогда не занималась.
Прочитав протокол допроса, Татьяна подписалась под фразой, оканчивающей протокол: «Записано с моих слов верно, ».
22 сентября тройка НКВД приговорила Татьяну к расстрелу. На
следующий день она была отправлена в одну из Московских тюрем, где
перед казнью с нее была снята фотография для палача. Татьяна Николаевна
Гримблит была расстреляна 23 сентября 1937 года и погребена в безвестной
общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Вечная память
Ложь, клевета
благодарностью будут
Мне за любовь, за труды.
Пусть меня каждый и все
позабудут, -
Помни всегда только Ты.
Вечную память мне дай, умоляю,
Память Твою, мой Христос.
С радостью светлой мой путь продвигаю,
Муку мою кто унес?
Кто всю тоску, что мне сердце изъела,
Счастьем, любовью сменил,
Труд мой посильный в великое дело
Благостно в подвиг вменил?..
Молодость, юность - в одежде терновой,
Выпита чаша до дна.
Вечная память мне смертным покровом,
Верую,
будет дана.
У Креста
"Не отвержи
мене от лица Твоего…”
Умоляю, мой Бог справедливый:
Успокой мое сердце:
не жду ничего
Я от жизни земной, прихотливой.
Мне не радость сулит
эта жизнь на земле,
Я решила идти за Тобой,
И в награду за то, что служу
Красоте,
Мир покроет меня клеветой.
Но во имя Твое все готова
терпеть,
Пусть я только лишь горе найду.
За Тебя, мой Господь, я хочу
умереть,
За Тебя на страданья пойду.
Мир не понял меня, и над
скорбью святой,
Что в своей затаила груди,
Посмеется шутя и, смеясь над
Тобой,
Приготовит мне крест впереди.
Но готова служить всей душою
Тебе,
Пусть враги мне родные мои;
Утиши мою скорбь, мир усталой душе
Посылай в наши тяжкие дни.
Пусть осудят меня, и не будет друзей,
Я с Тобою останусь одна, -
Только будь неразлучен с душою моей,
Помоги выпить чашу до дна.
Я отраду нашла у Креста Твоего,
И уж
в мире от мира ушла,
Мой душевный покой отдала за Него,
Много слез в
тишине пролила.
Не слезами, а кровью я раны Твои,
Мой Спаситель,
готова омыть.
Я хочу, чтоб скорее настали те дни.
Мне бы жизнь за Тебя
положить.
1922 год
Всенощная
"Слава
Тебе, показавшему Свет...”
Возглас святой в алтаре, -
Этим словам, так
любимым, в ответ
Дрогнуло сердце во мне.
Молча, с молитвой, встаю на
колени
Я пред Распятьем святым,
Быстро скользят по лицу Его тени,
Кажется мне Он живым.
Кажется мне, что уста дорогие
Вымолвить
слово хотят
Или закрытые очи святые
В душу с укором глядят.
Совесть сурово укор повторила,
Глаз не могу я поднять,
Страсти
земные тревожные всплыли,
Душу пустить не хотят.
"Боже мой, Боже,
все сердце с Тобою!
Славу Тебе не пою,
Сжалься, молю я, над грешной
душою,
Видишь Ты, слезы я лью.
Слезы те, Боже, - раскаянья слезы:
Душу мою исцели,
Ночью пошли Ты ей светлые грезы,
Мир в мое сердце
всели".
1921 год
Доля
О душа, не
скорби, не боли!
Знаю горькую долю мою;
Сердце, жажду свою утоли
В
тех слезах, что я тайно пролью.
Не услышит никто, никогда
Наболевшего стона души,
Буду плакать я только тогда,
Когда ночь. Не
заметят в тиши,
Как я Богу молюсь и скорблю,
Призывая напрасно друзей:
Далеко те, кого я люблю,
И не знают печали моей.
Пусть не знают
- им легче теперь,
Не увидят решеток они,
И железом обитая дверь
Не
закроет веселья огни.
Солнце шлет им горячий привет,
И весна рассыпает
цветы, -
Для меня же той радости нет,
Угасают надежды, мечты.
Меня
мрачные стены гнетут,
Одиночество душу томит,
По ночам мысли спать не
дают,
Сердце бьется в груди и болит.
О душа, не скорби, не боли,
Знаю горькую долю мою.
Сердце, жажду свою утоли
В тех слезах, что я
тайно пролью.
1923 год
Надежда
О надежда,
луч небесный,
Чаще душу согревай,
Освещай мне в клетке тесной
Жизнь
и силы подавай,
Чтоб боролась терпеливо,
До победного конца,
Пусть
иду я сиротливо
И не жду себе венца.
Мой венец - насмешки, злоба.
Пусть смеются надо мной!
Буду я служить до гроба
Правде, Истине
святой.
1923 год
Ночь
В небе уж яркие
звезды горят,
Вижу я их из тюрьмы.
В камере тихо, и все уже спят,
Думу забыли умы.
Позднее время; мне сон - избавитель:
Глаз не
сомкнул я, не сплю.
Злая тоска, этот демон-мучитель,
Душу терзает мою.
Узкие двери железом обиты,
Тяжестью давят своей,
В окнах решетки
слезами омыты
Много страдавших людей.
Больно душа о свободе тоскует,
Бьется в груди, как в стенах,
А за решеткой неправда ликует,
Пляшет,
купаясь в слезах,
И веселится; в крови, как в кораллах,
Весь
изукрашен костюм,
Жемчуга нити - то слезы в кристаллах,
След от
настойчивых дум.
Стены высокие, вы заглушите
Стоны печали людской,
Горе, страданье в себе сохраните:
Их не слыхать за стеной.
1923 год
Желание
Пусть, Боже, недолго мне жить,
Но эти последние
годы
Хочу я Тебе посвятить.
В минуту душевной невзгоды
Тебе я
молюсь, у Креста
Душевные черпая силы.
И верую, что не мечта
В
служенье Тебе до могилы
Надеяться правду найти.
Пусть зло надо мною
смеется
На этом суровом пути, -
Слезы не первые льются:
Зло надо
добром победить.
Любовь - это правда святая.
Дай силы врагов
полюбить,
Завет Твой святой исполняя.
1923 год
Я молю, пошли
мне силы,
Чтоб служила до могилы
Одному Тебе.
1920 год
Тишина
Вижу тихий
вечер
Летнею порой.
Веет теплый ветер
Мягко надо мной.
Шелестят
березы,
Шепчутся листы
Про былые грезы
Сладкие мечты.
Звездочки
сияют
Тихо и тепло,
Душу мне ласкают,
В сердце так легко.
Далеко
сомненья,
Далеко печаль,
Светлые виденья,
Золотая даль.
Думы полны мира,
Как закат весной,
Радостная лира,
В сердце
песни пой!
Сердце, сохрани же,
Мир тот и тогда,
Когда будут ближе
Горе и нужда.
И в страданьях, в муке
Душу согревай,
Дорогие
звуки
Тихо напевай.
1926 год
В тюрьме
О, эта решетка, решетка стальная!
Зачем она душу
гнетет?
Погасла уж в сердце мечта золотая,
А время идет да идет.
Так лучшие годы в тюрьме мне томиться
Судьбой невеселой дано,
И
молодость чистая быстро промчится,
Останется горе одно.
Печаль и
невзгоды тяжелых страданий
Мне рано на сердце легли,
Нет больше тех
светлых и чистых желаний,
Что душу к веселью влекли.
Мне вспомнилось
детство: те годы златые
Я в доме родном провела,
Невинные детски и
детски святые,
Мечты без порока и зла.
Теперь же все мысли стремлений
высоких
Тюрьма навсегда отняла.
Решетка стальная немало глубоких
Ран
в сердце мое нанесла.
Что ж, Боже, твори Твою волю святую,
Пусть мне
суждено умереть,
Но Ты исцели мою душу больную
И силы ей даруй терпеть.
1923 год
Вечер
Далеко за
рекой кто-то песню поет,
В этой песне тоска и печаль,
А задумчивый ветер
ту песню несет
В серебристую, светлую даль.
Редко рыба всплеснется в
вечерней тиши;
Пахнет свежестью, сеном с лугов,
И, в воде отражаясь,
плывут камыши,
Наклонились цветы с берегов.
Показался и месяца рог
золотой,
Огоньки заискрились в струях,
Потянулся туман белоснежной
мечтой,
Бор шумит на прибрежных холмах.
Словно замерло все: уж давно
замолчал
Одинокий певец за рекой,
Лишь ручей, по камням пробегая,
журчал,
Находя у залива покой.
В эту ясную ночь хорошо и тепло,
Даже ветер покорно притих.
Небо смотрится в чистое речки стекло
Отраженьем созвездий своих.
1926 год
Разговор
"Почему ты
не хочешь смеяться и петь?
Молодых твоих лет не губи,
Пока сердце еще не
устало гореть,
Жизнь и радость ее полюби.
Оторвись от забот и не мучай
себя". -
"Брось. Седая тоска не уйдет.
Она в сердце вопьется и мучит
тебя,
Где ни скроешься - всюду найдет.
Та тоска не о том, что ты
счастьем зовешь, -
Это чувство и в детстве жило,
Развлеченьем, весельем
его не зальешь,
И смеяться над ним тяжело.
Тебе хочется песен, а сердце
молчит,
Ложным смехом печали покрыв,
Мне не спеть этой песни, что в
сердце звучит,
Не излить благодатный порыв".
Пусть уста замолчат,
чтобы слышать ясней
И понять, куда сердце зовет;
Будет ярче сияние
скромных огней,
Что любовь в моем сердце зажжет.
Жадно внемлет душа,
скромный голос зовет,
И лампада у сердца горит,
Она мир и отраду вокруг
себя льет,
И мелодия тихо звенит.
Громче, громче звучи дорогая
струна,
Чтобы тихий Твой голос любить;
Чашу горя я с радостью выпью до
дна —
Сердцу песен иных не забыть.
1926 год
Туман
Душно мне, душно, туман отгоните!
Холодно, больно
душе обнаженной;
Звуки далекие, вы не маните,
Не отойду я от свечки
зажженной,
Правда, не мною, - но мною любимой,
Дивно сияющей, ярко
горящей,
Мне путеводной звездой негасимой
В жизнь одинокую тихо
светящей.
Но я не вижу в тумане суровом,
Душу окутавшем, — все
заслонило.
Чуждым, сырым и холодным покровом
Сердце одетое больно
заныло.
Душно мне, душно мне! Страхом объята,
Жадно смотрю я, а сердце
так бьется.
О, разойдись ты, туманность проклята,
Звуки, умолкните -
песнь не поется!
1927 год