Я, узник в Господе, умоляю вас поступить
достойно звания,
в которое вы призваны, стараясь сохранить единство духа
в союзе мира.
(Эф. 4:1)
В словах Павла, в которых он умоляет нас следовать
нашему призванию, следует обратить внимание на четыре вещи:
- Первое: Кто нас зовет и призывает?
- Второе: Для
чего нас зовет, куда Он хочет нас привести?
- Третье:
Каков Его призыв и когда Он нас зовет?
- и Четвертое: Как
достойно следовать этому призыву?
Итак, во-первых: Кто нас зовет? Это Бог, и Он зовет нас
со всем, что есть Он, что Он имеет и может. Он зовет и
приглашает нас: Его блага, любовь и мудрость ведут нас к
Нему и в Него.
По истине: Бог имеет потребность в нас, дабы вложить в
нас свою святость. Все, что когда-либо создали его мудрость
и любовь на небе и на земле, произошло только затем, чтобы
он нас тем самым призвал назад к нашему началу и чтобы мы
вернулись в Его Царство, которое ждет нас.
Второе: Для чего Он зовет нас? Он зовет нас к Своему
Сыну, чтобы мы осознали себя как Его братья и вместе
наследовали Царство Божие. Он зовет нас следовать примеру
Христа, ибо Он – путь, каким мы должны идти, Истина,
которая должна нам светить и Жизнь, которая должна быть
нашей целью.
Третье: Каков этот призыв и когда Он зовет? Призыв,
которым Бог манит нас к Себе, многообразен: внутри, в
глубине души, Бог зовет нас к Себе беспрерывно, то же и во
внутреннем человеке. День и ночь, и внешне – всеми
напастями, которые он отчасти напускает, на радость или на
страдание. Во всех них Он зовет нас.
Осознаем ли мы это и будем следовать его зову, не
обязательно зависит от пронзительного голоса горьких
напастей...
И четвертое: Как достойно следовать призыву?
Добродетелью и послушанием, кротостью и спокойной
самоотдачей его призыву и воле.
За этим возникают и другие вопросы, кого зовет Бог.
Людей трех родов: во-первых, начинающих жизнь в духе,
во-вторых, следующих по этому пути и, наконец, добившихся
совершенства в этом. Первых призывает на нижнюю ступень,
вторых – на вторую, а последних – на верхнюю
ступень совершенства.
Это никого не должно ввести в заблуждение, ибо кого бы
ни звал Бог и на какую бы ступень он его не приглашал, мы
все должны стать подобны Христу и быть совершенными как
истинные чада Божии.
Этим сказано многое: Бог должен быть ими возлюблен через
все. Но, по истине, они не должны допускать дел и
сущностей, к которым они привязаны крепче, чем к Богу. Они
ищут в них больше удовольствия и удовлетворения, чем в
Боге. Этим они лишаются покоя. Когда они поймут и научатся
через все любить Бога и своих ближних, как самих себя, они
достигнут нижней ступени, на которой они будут следовать
призыву Божию идти по пути к Богу и становиться послушными
Его зову.
Есть еще вторая ступень, которая выше, и каждый, кто
следует на ней зову и совету Бога, достигает существенно
высшего. Они послушные голосу Божию и идут по пути, который
Бог им указал и тому, что соответствует их божественному
призванию.
Чтобы воспринять совет Божий и осознать Его призыв,
нужно часто обращаться вовнутрь и в безмолвии
прислушиваться к внутренней жизни. Но до чего же немногие
обращаются вовнутрь и ощущают призыв! Сегодня мы хотим
этого, завтра сделаем то – все по склонностям и
влечениям, которые приходят извне и в соответствии с тем,
что взбредет им на ум. И вот спешат они туда и сюда и
сбиваются с пути, на который призваны...
Потому предостережение – чаще возвращайтесь к себе
самим и пробуйте снова и снова, чем бы ни занимались и куда
бы ни шли, чтобы не отойти от самих себя и не ошибиться в
пути, к которому мы призваны.
Только тогда, когда удается нам попасть на верхнюю
ступень и вступить на высший путь призвания, которым мы
следуем за Христом – внешне и внутренне, в действии и
покое, зримо и незримо. Тот, кто следует им, выходя при
этом из своего Я, тот достигает высшей цели.
Но сколь многие называют себя христианами, но однако же
не следуют за Христом. О них говорит Лука в своем Евангелии
(14:16), когда рассказывает о господине, который сделал
большой ужин и послал слугу сказать приглашенным: "Идите,
ибо уже все готово!" – но сколь немногие пришли! Один
только что приобрел землю и должен был уйти, другой купил
волов, другой женился и не мог последовать приглашению.
О этом приглашении говорит Григорий, что оно должно быть
внутренним и непосредственным восприятием глубины души, в
которой находится Царство Божие, чтобы прочувствовать и
сопережить, с какой любовью Бог там обитает и действует.
Вторым должен быть призыв к святым тайнам Христовым. И
третьим должно быть приглашение ко вступлению в жизнь вечную.
Кто же хочет последовать первому приглашению, тот не
может не заметить его, когда бы он ни был позван. Учитель
по праву говорит: кто не имеет определенного предвкушения
того, что ему готовится, чтобы быть ему открытым и
послушным, тот может прослушать зов и пропустить
приглашение.
Повсюду есть много добрых людей, которые всю свою жизнь
не осознают, что они могут стать приглашенными. И все же
они могут быть ближе к Царству Божию в них, чем те, кто
ощутил призыв, осознал приглашение, но ради своих
привязанностей не последовал своему часу.
Есть многие, кто благодаря возникшей в них готовности и
просвещенности осознают себя как призванные и приглашенные,
но не могут правильно употребить это и удается им дойти
только до входа в Царство Божие, но ни войти ни угоститься
там они не могут. Ибо Бог измеряет готовность каждого
человека мерой его любви: кто хочет вернуться в глубину и
войти в Царство Божие, тот должен освободить свое сердце и
свою любовь от всего, что не есть Бог или не от Бога пришло.
Второе приглашение – это таинство Христово, о
котором сказано будет позже. И к нему зовут и приглашают
нас все дни, чтобы принимали мы Бога в себя, как пищу и
питье, чтобы Он, как они, мог проникнуть в нас, а мы бы при
этом целиком преобразились в Него. Этим таинством и
совершаемым им преображением мы никогда не можем достаточно
насытиться и никогда не можем достаточно часто обращаться
внутрь и привыкнуть к отрешению и отдаче самих себя. И мы
не можем достаточно часто предаваться размышлениям и
медитации и, вместо осмысливания и преследования вещей
внешних, думать только о Царстве Божием в нас и ему одному
открываться.
Но для этого прежде всего мы должны быть "выведены из
Египта", т.е. покинуть царство тьмы, зависимость от
внешнего, когда должны вкушать и получать Хлеб, пришедший с
небес, о котором говориться: "Кто ест этот хлеб, тот будет
жить в Царстве вечном".
Этот хлеб не принадлежал избранникам Божиим, пока они
все еще вкушали от муки, принесенной из Египта, т.е.: пока
они готовы были наслаждаться внешними вещами и им
предаваться. Только тогда, когда человек переставал жить
умом, а научался жить духом, только тогда подавалась ему
Божественная трапеза и утолялся голод его души.
Благо поэтому тем, кто слышит внутренний зов, а также и
тем, кто следует второму приглашению и приходит к
наслаждению Божественной пищей, дабы они не впали в смерть,
т.е. не вернулись к любви к рукотворным вещам и дабы не
лишились они своей чести быть наследниками Царства Божия.
Ибо так поступали многие призванные и приглашенные, чья
вера была мала и самоотречение незначительно: когда звучал
зов, охватывали их сомнения и соблазны. Они думали, "Для
чего мне отваживаться на неизвестное, гораздо лучше
оставаться мне в миру и наслаждаться теми творениями и
благами мира, которые имею, чем отказываться от всего этого".
Так и оставались многие стоять на пороге Царства
Небесного и возвращались назад, ибо не полагались на Бога,
но тот, кто не обернется на пороге, а войдет, тот тем самым
последует третьему приглашению и вступит в Царство вечной Жизни.
Из этого каждый может измерить, насколько он близок или
далек Христу. Он должен следовать Ему внутренне и искать
Его в себе, там где Он живет в глубине действием и сутью.
Он должен снова и снова погружаться в самого себя и в
тишине и молчании, не отвлекаясь на дела и образы,
сохранять единство в духе, у которого, как Павел об этом
дольше сказал, одна плоть и один дух,
один Отец и один Бог – в преображении
тварного духа, нетварным, после чего нет больше двух, а
есть лишь один.
Вот это и есть "поступать достойно своему призванию",
жить Духом Единства. И это значит: внешне видеть
особенность каждого, но внутренне ценить только единство во
Христе.
Это значит, что человек, который достиг верхней ступени,
упражняясь в добровольном служении любви, не делая ничего
сам, получает то, что его тайно уносит в другие времена и в
молитве и погружение целиком обращает вовнутрь и снова в
другие времена, где он не делает ни того ни другого, а
только следует совету святого Ансельма: "Отвлекись от
множественности внешних дел, пробудись от морока образов и
мыслей и сиди, и покойся и подымай себя самого над самим
собой!".
Ибо когда человек полностью отдастся безмятежной тишине
и отклонит все беспокойства, тогда придет Бог в своей тихой
кроткой печали и шепоте и обратит его взгляд к Богу. И
когда дух присутствия Божия окажется внутри, то произойдет
с ним сначала, как с Илией, которому как бы лучезарный свет
Божественного присутствия голову окутал. То есть: человек
выскользнет из самого себя, покинет свое Я и погрузится,
отрешившись от всех вещей и рукотворных созданий, в свое
абсолютное Ничто.
Когда Бог увидит, что душа настолько полно перешла из
своего Я в Не-Я, то поднимет Он ее силой Своей любви и
направит ввысь.
Такое возвышение есть результат унижения. Из ничтожности
как плод развивается единство множества.
Чтобы мы услышали этот божественный зов и изнутри
ощутили наше божественное призвание и достигли высокой
цели, да поможет нам Бог! 
|