ГЛУБИНА ДУШЕВНАЯ И ГЛУБИНА БОЖЕСТВЕННАЯ
Он пришел, чтобы свидетельствовать о Свете
– об истинном Свете,
Который просвещает всякого человека, приходящего в мир.
(Ин. 1:7, 9)
Нельзя выше восславить Иоанна Крестителя нежели словами
"Он свидетельствовал о Свете". Свет, о котором он
свидетельствовал – существенный, превосходящий всякое
познание Свет. Он светит в святая святых человека, в самой
глубокой части его души.
Как же нам достичь этого света? Наше Я с его
ограниченным пониманием в силу своей природы ничего не
может здесь сделать, но Бог дал нам сверхъестественную силу
и помощь: это свет разума. Это тварный свет, который высоко
поднимает наше естество над самим собой и предоставляет ему
все, в чем оно нуждается.
Но кроме того есть еще в человеке Свет нетварный: это
свет самого себя. Это божественный свет и Сам Бог.
Ибо когда мы должны познать Бога, это должно произойти
через Самого Бога, с Богом и в Боге, как сказал пророк:
"Господи, в Свете Твоем зрим мы свет."
Это сверхсущественный свет, который просвещает всех
людей, которые пришли в этот мир. Он освещает все существа
без различия, как солнце сияет над всеми созданиями, но
если они еще слепы и не воспринимают внутреннего света, это
не вина света, а их вина и недостаток. Но как бы глубоко ни
блуждало существо во мраке, у него всегда есть возможность
пробиться к свету. Поскольку оно существует в Свете.
Чтобы пробиться из мрака в свет, нужно отрезать себя от
всего, что временно и преходяще, от всех желаний естества и
чувств, на которые были направлены мысли и рассуждения, от
всего тварного и всего, что влечет наружу, за исключением
того, что неотъемлемо для жизни и выполнения земных задач.
Так как только в отрешенности и внутреннем одиночестве,
когда заглушены голоса мира, человек становится
восприимчивым к Слову Божию.
Далее к силе уединения следует прибавить выносливость,
чтобы человек, когда во истину увидит свет, оставался бы
спокойным и неподвижным, как скала, а не пригибался, как
камыш к земле. С этим не справились многие, как оказалось,
когда глупое, насмешливое или жесткое слово гнуло их к
земле, как камыш.
...На тех же, кто это выдерживает, падает луч света
– в верхние силы души, в которых разум, воля и любовь.
Когда он освещает разум, человек становится пророком, т.е.
тем, кто даже далекое видит отчетливо и близко, или говорит
ему внутреннее слово, как что есть.
Но сказано об Иоанне: он "больше чем пророк". Это
значит: в самой глубине, куда не достигают ни разум, ни
другие силы, виден свет в свете, находится во внутреннем
свете и познает в тварном свете Божественный.
Что же представляет собой глубина души: у нее нет ни
образа, ни формы, ни места, ни способа: это неисчерпаемая
глубина, парящая сама в себе, и в этой глубине более чем
где либо еще – обитель Божия. Кто погружается туда,
тот находит там Бога и находит себя самого в Боге и
становится один с Богом. Ибо от этой глубины Бог никогда не
отходит. Здесь Бог присутствует духом, заполненным
внутренним светом, и здесь найдешь вечность, в которой нет
ни прежде, ни потом. В эту глубину не может ни проникнуть,
ни светить тварный свет: здесь – только Божья обитель
и сущность. Ни одно создание не может эту глубину ни
заполнить, ни измерить; это может один лишь Бог в своей
безмерности.
В эту божественную глубину может попасть одна лишь
глубина душевная; здесь призывает и поглощает одна бездна
другую. Здесь полное единение. Все, что думал человек своим
разумом о божественной Троице, здесь не имеет больше
значения. Поскольку здесь больше нет различения, одно
единство.
Кто целиком погрузится в эту глубину, тому, был ли он
здесь всегда или вечно если будет он с ней одно, даже если
это будет длиться не больше чем мгновение, покажется ему
вечностью, и это свидетельство того, что человек в своей
нетварности вечно пребывал в Боге.
Что человек сегодня находится в своей тварности, это то,
что он вечно пребывает в нетварности в Боге – и еще:
сверхсущностном бытии с Ним.
Однако пока человек, после того как он перешел из
нетварности в тварность, не вернется во внутреннее
одиночество и светлость, он не вернется в Бога. Прежде чем
будет покончено со всеми наклонностями вовне, всеми
пристрастиями ко временно-преходящему, всем себялюбием и
всем, что наполняет душу своим ничтожеством и делает ее
непроницаемой для Бога, короче, пока все, что не есть Бог,
не будет полностью удалено, искоренено и перестанет
существовать, он не сможет пробиться и вернуться к своей
первопричине.
Но даже этого недостаточно: прежде дух должен быть
заполнен внутренним светом и преображен.
Кто достиг этого озарения, преображения и преобразования
и в абсолютной преданности Богу стал человеком, погруженным
в свою внутреннюю глубину, тому может выдаться, что в этой
жизни он будет наделен мгновеньем высшего преображения
через нетварный Свет Божий, в котором он познает Бога:
"Господи, в Твоем Свете зрю я свет."
И если он часто входит в глубину души и становится там
как дома, будут ему уготованы многие мгновенья в глубине
божественной, в которые ему раз от разу будет становиться
яснее, что есть Бог.
С этой внутренней глубиной были хорошо знакомы великие
учителя, такие, как Прокл и Платон, хотя многие Христиане
не смогли познать ни самих себя, ни того, что в них есть:
ни душевной глубины, ни глубины божественной, потому что
вместо того, чтобы смотреть вовнутрь, смотрели наружу и
удовлетворялись внешними истинами и религией, которые им
препятствовали преодолеть свое Я и пойти по пути вовнутрь.
Чтобы мы были способны и готовы к заполнению и
преображению внутренним светом, мы должны всю силу своей
любви направить не наружу, а вовнутрь, и в ней
воспламеняться, чтобы стать достойным прибежищем для
восходящего божественного Света. Мы должны думать, страстно
желать и говорить, как Августин: "Господи, Ты повелеваешь
мне любить тебя; дай мне то, что Ты повелеваешь! Ты
повелеваешь любить Тебя всем сердцем, всей душою, всей
крепостью и всем разумением: дай мне, Господи, чтобы я
любил Тебя прежде всего и выше всего."
Кто желает этого всеми фибрами своего существа и всей
крепостью своей души обращается вовнутрь, в ком растет жар
его любви, пока огонь не прожжет его кости мозг и жар любви
не станет так силен и лучезарен, что сердце начнет
светиться и наконец загорится – к Богу и в Боге.
Тогда Бог ответит своей любовью и скажет Свое слово
выше, светоносней и лучезарней, чем все человеческие слова.
Об этом сказал Дионисий: "Когда вечное слово произнесено в
глубине души, и в душе так много любящей преданности и
восприимчивости, что она Слово – Христа – может
принять в его всеобщности творчески и совершенно, тогда
глубина души становится единым со Словом и становится самим
Словом. Даже если она по своей сути содержит тварность,
однако же по своему происхождению она – само Слово."
Именно на это указывал Иисус: "Отец, с Которым вы
станете едины, как мы едины", и слово, которое Августин
воспринял от Бога "Ты должен преобразиться в меня". Туда
попадают по пути горячей, как огонь, любви к Богу.
На этом пути вовнутрь мы должны быть внимательны. Это
путь духа к Богу и Бога – к нам. Он узок и потаен и на
нем заблудятся те, кто предан внешним упражнениям и
деятельности и думает, что можно приблизиться к Богу,
исходя из своего Я.
Нет, когда человек вступает на внутренний путь, он
должен оставить Я и свои слабости и все внешнее,
недолговечное и предать и препоручить себя Богу всей силой
своей любви, отказаться от себя самого и целиком уйти в
любовь. Тогда может случиться, что на мгновение он еще при
жизни испытает, что он станет вечным, когда достигнет единства.
Чтобы всем нам причаститься этого, да поможет нам Бог!

|