ЦАРСТВО БОЖИЕ ВНУТРИ НАС
Ищите же прежде Царства Божия и правды Его
и это все приложится вам.
(Мф. 6:33)
В Евангелии от Матфея указан нам на полевых лилиях и
птицах пример беззаботности: не заботьтесь о том, что вам
есть и что шить и во что одеваться, потому что Богу
известны все ваши нужды. Но ищите прежде всего Царства
Божия, потом же будут даны вам все эти вещи.
Никто – говорил он прежде – не может служить
двум господам: Богу и внешним вещам. Если он любит одно, то
упускает другое. И о забвении всех печалей сказано словами:
кто может всеми своими заботами продлить свою плоть или жизнь.
Подумаем, сколько сил и времени, работы, старания и
приверженности отдаем мы день за днем, чтобы служить своему
Я, и как мало тому, что ведет нас к Богу, как мало мы
надеемся на Бога, который все может и все совершает, но нам
милей заботиться и суетиться, словно наше существование
зависит от нас и длится вечно.
ВСЕ ПРОИСХОДИТ ОТ Я
Посмотришь окрест и содрогнешься, насколько человек во
всем, и в других людях ищет только Свое – в
мыслях, словах и делах всегда только Свое, будь то
наслаждение или польза, честь или заслуга – всегда для
себя, своего Я.
Эта власть Я и себялюбие въелись так глубоко, что не
только внешний, но и внутренний человек целиком направлены
на земные дела – точно как горбатая женщина, о которой
говорится в Евангелии, которая согнута до земли и не может
взглянуть наверх.
Бедный человек, почему ты не полагаешься на Бога,
который сделал тебе столько добра, излил на тебя столько
милостей, и к чему была бы твоя жизнь, если бы Он не давал
тебе всякую малость, которая тебе надобна для жизни? Не
печально ли видеть, что даже самые духовные и душевные люди
всю свою любовь и все старание направляют лишь на
свои дела и думают только о себе, о своем Я,
что они вряд ли думают еще и о Боге и чувствуют мало
желания заботиться о вещах вечных, если только из земные
дела, которыми они заняты, идут хорошо...
Для них вдвойне значимы слова: нельзя служить двум
господам – Богу и внешним вещам, а значит: сначала и
прежде всего думайте о Царстве Божием.
Петр по праву предупреждал нас: "Переложите все ваши
заботы на Бога, ибо Он заботится о вас". Так как заботы о
делах внешних наносят человеку троякий вред: ослепляют
разум и чувства, гасят огонь любви и преграждают путь
вовнутрь, который ведет к Богу, в Царство Божие, которое
внутри нас.
Поэтому важно внимательно следить за тем, куда
направлены наши мысли и стремления, чтобы мы могли понять,
пока мы еще живем во времени, куда и на что направлены наши
склонности и привычки. Ибо если кто-то один или два года
пробудет в заблуждении, это так глубоко угнездится в нем,
что вряд ли когда-нибудь он сможет его преодолеть. Еще
лучше потому обращать на это внимание, что ни одно
заблуждение не успеет пустить корни, если их во время
вырвать. В начале это легко.
Самое же главное, почему надо положить конец внешним,
поверхностным вещам. Пока мысли и рассуждения направлены на
внешнее, все внешние соблазны и уловки остаются открытыми и
не пускают вовнутрь, найти самого себя. Внутренняя глубина
остается поэтому закрытой как нечто бесконечно далекое. Сам
себе чужд, и цель и смысл жизни неопределенны.
Но жажда духовных благ и ценностей может преодолеть все
это. Такая жажда царит во многих людях, которые привязаны к
ней больше, чем к Богу. Они принимают эту жажду за Бога, и
если они охвачены ею, пропадает их добрая воля.
Часто кажется, что нечто происходит из Божественной
любви, но это только прелесть для внешнего человека и
соблазн для Я. Здесь важно осознать: где нет в мыслях Бога,
а есть что-то другое, то как бы ни велико было сияние, до
Истины и Царства Божия еще далеко.
Это Царство следует искать и находить там, где оно
спрятано: в глубине души. Правда, это требует много сил, и
его нельзя найти до тех пор, пока не освободишься от
суетных привязанностей и зависимостей с внешним.
Как внешние блага, так и внутренние должны быть получены
посредством любви и постоянной преданности. А этого нельзя
достигнуть за один день. Так как склонность человека искать
Свое во всем, что он делает глубоко укореняется в
его натуру; и эта склонность так широко распространяется,
что когда он обращается к Богу, то он прежде всего хочет
иметь: утешение или благополучие, освобождение от
того или иного, просвещение или другие дары. И даже Царство
Божие он сначала хочет иметь.
Поэтому следует знать, что прежде всего на месте
стяжания благ должен стать отказ от них; только тогда может
открыться нам Царство Божие – и все остальное в нем.
Итак, воздержимся от себялюбивых стремлений, даже от
духовных упражнений и обращений к Богу с просьбой о благах
и милостях. Так как Бог и Его Царствие сокрыты от нас, пока
мы ищем у него такие вещи. Мы должны искать только Бога и
думать о Царствие Его и ни о чем кроме.
Это значит: мы должны смотреть не вовне, а действительно
целиком и полностью вовнутрь, погружаясь в глубину нашей
души, чтобы там искать Царство Божие и его Правду. Потому в
"Отче наш" мы просим, "да приидет Царствие Его". Но
большинство не осознает, почему мы просим об этом. Бог это
Его собственное Царство. Из этого Царства приходит все, что
является жизнью, и к нему все стремится.
Это Царство, о котором мы молим: Сам Господь во всей
своей Славе. В нем Бог – Отец наш. И тем, что он
найдет в наших сердцах готовое жилище для своего обетования
и деятельности, прославится Его имя, этим он воссияет в
нас, управляя нами и действуя. Да свершится воля Его в нас,
во внутренней нашей жизни, на небесах, как и вне нас, во
внешней жизни, в нашем земном бытии.
Чтобы это случилось, мы должны оставить себя, передать
себя в истинном отречении Божественной воле и довериться
безоглядно силе Божьей внутри нас, для которой нет невозможного.
Мы должны искать вместо своей собственной Его правду,
которая состоит в том, что он находится и остается с тем,
кто его ищет внутри себя, только его держат в своих мыслях
и только ему повинуются и покоряются. В таких людях царит и
действует Господь. От них отлетают внешние печали.
Это не значит, что Богом искушают. Следует по прежнему
относиться к своим задачам во внешней жизни с тщанием,
осторожностью и прилежанием и , как и следует, исполнять
свои обязанности по отношению к ближним – в духе
взаимной любви. И во всех внешних делах следует проявлять
порядок и мудрость, все, что делаешь, делать сознательно и
совестливо и отдавать делу все, что можешь. Но при всем
этом нужно оглядываться на Бога, не зависеть от дел и все
свои заботы препоручать Богу.
Ибо все, что делает человек или дозволяет, – в
творчестве ли, в покое ли, – если при этом в его
мыслях нет Бога, остается бесплодным. Пока он следует
какому-либо знанию, он удаляется от Бога, который
непознаваем. Ибо за каждым знанием стоит Я: за
отрешенностью и погружением во внутреннюю глубину, за
исчезновением Я стоит Бог.
И потому по праву говорит Дионисий: Не держитесь за "Я",
но подержитесь за "Не": не хотите, не познавайте, не
желайте, не ищите, не будьте, а оставьте себя и все вещи и
целиком себя отдайте. Тогда попадете из всех знаний в
Непознаваемое, из всех сутей в Сверхсущность из всего
постижимого в Непостижимое и из "Я" в божественное "Не-Я".
В этом непостижимом Боге ищи свой покой и не думай при
этом ни об ощущении, ни о просветлении. Полностью погрузись
в свое абсолютное Ничто, в Истину самого Себя. И держись за
Ничто, которое в тебе светит или тебя освещает, но думай об
этом: опускайся в глубину и погружайся дальше в отсутствие
своей воли, в Не-Я – все дальше в глубину Божественности.
Про это говорит Божественное слово, которое услыхал
пророк Изекииль: "Те, кто входят в святая святых, не должны
иметь никакого имения, все их имение должно быть их "Я".
Это касается всех, кто хочет войти в сокровенное Богом, они
не должны брать с собой никакого имущества, все их именье и
все их добро должно быть одна только непостижимая и
безымянная сущность Божия. Ни к чему иному не должны они
иметь склонности, кроме как "Не-быть".
Когда Бог создавал все вещи, Он ничего не имел перед
собой, кроме Ничто. Ни одну вещь не создавал Он из
чего-либо – все из Ничто. Там, где Он действовал, ему
ничего не нужно было для этого, кроме Ничто.
Потому если ты хочешь непрерывно воспринимать дела
Божьи, то опустись из твоего "Я" в твое "Ничто", ибо твое
желание быть чем-то, твоя привязанность к своему "Я" мешают
Богу действовать в тебе и через тебя открываться. Это смысл
слов: чем ниже, тем выше; чем меньше, тем больше! Бог хочет
обнажить всякое себялюбие внутри человека. Поэтому научись
забывать себя, держать глубину своей души свободной от
привязанностей и зависимости от преходящего. Стань пустым
от всего, что не есть Бог. Ибо Бог хочет только тебя и
всего.
Если ты ранен, и в рану попало нечто заразное, ты
позволишь, даже если это больно, разрезать ее, чтобы
болезнь не стала сильнее. Ты должен все, что тебе выпадает,
все испытания, которыми Бог тебя проверяет и привлекает к
Себе, принимать с радостью, как нечто, что тебе помогает
удалить из себя злое и нездоровое, чтобы твоя внутренняя
сущность была совершенно чистой и здоровой и Была бы
целиком заполнена Богом.
Запомни, чтобы в этом смысле стать человеком отдавшим
себя Богу, этот человек должен, что бы ни сучилось, без
страха и заботы покоиться в умиротворенности Божьей,
полностью препоручив себя Богу и Его воле. Тогда ты выйдешь
из своего Я и войдешь в Божеское. И тогда свершится воля
Божья и на Земле, и в небесах, как снаружи, так и внутри;
ибо тогда ты сам станешь Царством Божием, и Бог станет
твоим Господином и будет действовать через тебя.
Царство Божие находится внутри нас, в самой глубине
нашей души.
Когда мы всеми силами затягиваем внешнего человека во
внутреннего и внутренний целиком погружается в свою самую
потаенную сердцевину и глубину души, в сокровенность
Божественного Я, в котором заключен истинный образ Божий, и
когда он полностью влетает затем в эту Божественную бездну,
в которой человек был от века в своей нетварности –
тогда, если Бог полностью обратится к человеку в
совершенной самоотдаче и благости и найдет глубину его души
открытой, тогда наклонится к нему Божественная глубина и
прольется в открытую ему и послушную глубину души,
преобразуя тварную со всей полнотой ее света и увлекая ее
этим преобразованием в нетварность и Божественную глубину,
так что Дух становится целиком единым с ним.
Если человек в состоянии в этот момент себя ощущать, он
чувствует себя настолько облагороженным, что ему кажется,
что он стал Богом, он ощущает себя в сотни тысяч раз
возвышенней, чем он есть. Он здесь внутри со всеми мыслями
и намерениями, словами и делами, всем знанием своего Я и
всех людей, все, что когда-либо случалось, открыто ему из
глубины, когда удалось ему попасть в это Царство. И в этом
возвращении к своему первородному совершенству навсегда
исчезают все неопределенности и заботы.
Это – Царство Божие в нас, которого мы должны
искать прежде всего, и Правда Божия, которую мы там ищем и
находим, если при любых напастях и в любых делах
единственной нашей целью является Бог и ему одному мы себя
вверяем.
К этому же относится совет Павла старательно "сохранять
единство Духа в союзе мира". Ибо в этом покое, который
находят в Духе и в глубине души, воспринимается все:
Царство и Правда. Кто знает об единстве своего духа с
Божественным, тот во всех знаниях и делах и на любом месте
покоится с Богом. Ему все становится свидетельством
присутствия Божия в нем.
Эту определенность следует обрести здесь и
теперь. Ибо Августин говорит, "Ничего нет более
определенного, чем смерть, и ничего нет более
неопределенного, чем час смерти", поэтому необходимо всегда
быть готовым и от иллюзий стремиться к знанию и уверенности.
Затем и живем мы здесь во временности – не для
наших дел, а для того, чтобы узнать о Боге и Царстве Его.
Так как только из этого знания рождаются правильные дела.
Чем определеннее становится для нас присутствие Бога,
чем искренней наши чувства направлены на Бога и им
заполнены, тем больше полны мира и спокойствия наши дела,
тем меньше наши заблуждения и смута относительно мира
внешнего, ибо тогда в нашей душе нет ничего, кроме Бога. И
когда Бог есть причина, начало и цель всех дел и вещей, мы
в мире с самими собой и со всеми и глубина нашей души
покоится в глубине Божественной.
Чтобы мы к тому стремились и чтобы нашли в себе Царство
Божие, да поможет нам в этом Бог!

|