ИСКАТЕЛИ БОГА И ВЗЫСКАННЫЕ БОГОМ
Или какая женщина, имея десять драхм, если
потеряет одну драхму,
не зажжет свечей и не станет мести комнату
и искать тщательно, пока не найдет?
(Лк. 15:8)
Это сравнение – как все сравнения – следует
понимать не внешне и буквально, а внутренне и духовно.
Женщина – это божественность. Свет, который она
зажигает, утренний свет в человеке. Драхмы – это душа.
Три свойства имеют драхмы: свой вес, свою материю, они
состоят из золота или серебра, и свой отпечаток, т.е. свой
образ.
Душу не взвесить, она весит больше, чем небо и земля и
все вместе, что в ней заключено. Когда в ней Бог, то весит
она столько же, сколько Бог. Ее материал – золото
божественной сущности, в которую она погружается, опускаясь
со сверхсущностью своей божественной любви в дух, себя саму
и целиком соединяясь и переплавляясь с собой, превращаясь в
одно.
Чтобы осознать это и найти потерянные сокровища, ты
должен идти другим путем, нежели тот, которым идет внешний
человек, даже если это благородные пути духовного
упражнения. Но какого?
Женщина зажжет свет и выметет дом. Что при этом
загорается – это свет вечной мудрости Божией. И что
она зажигает – это любовь. Она должна принести свет и
для зажигания и для горения.
Но сколь немногие знают, что такое любовь! Любовь –
не чувственное благополучие и не наслаждение обладанием, но
любовь – неутолимое, жгучее желание полной самоотдачи,
добровольного отказа от себя и послушной передачи себя воле
Божьей, вот что это такое, для чего зажигается свет.
А теперь она метет дом и ищет золотые драхмы. Как
происходит этот поиск? Это как дело, так и покой.
Деятельные поиски происходят тогда, когда человек ищет, в
покойных поисках он находит.
Деятельные поиски двояки: внешние и внутренние. Внешние
поиски Бога заключаются в добрых делах и духовной работе, в
привычке к кротости, тишине, отрешенности и другим
добродетелям, которые можно приумножить упражнениями.
Все это хорошо, но еще выше над ними стоят внутренние
поиски; они так же возвышаются над всеми земными поисками,
как небо над землей, и совершенно с ними несравнимы. Они
состоят в том, что человек уходит в глубину собственной
души, в свою самую сокровенную суть и там ищет Бога по
словам Христа "Царство Божие внутри вас".
Кто хочет найти это внутреннее царство – а это Бог
со всем Своим богатством и Своей самовозвышающейся сутью
– то должен искать его, где оно есть, а именно в самой
глубине своего существа, где Бог намного ближе душе и
роднее, чем она сама себе.
Эту внутреннюю душевную и Божескую глубину следует
искать и находить. Человек должен войти в эту обитель Божию
и погрузиться со всем, что познаваема чувствами и
принадлежит внешним людям, что может быть постигнуто
разумом в образах и формах, а также отвлечься от всего, что
может быть создано фантазией и рассудком, исходя из
внутренних образцов и целей.
Когда человек устремляется в такую глубину и ищет Бога
там, тогда "выметен дом", и уже не он ищет Бога, а Бог ищет
его. Вот что происходит с этим человеком: когда приходит он
в эту обитель Божию и здесь, в глубине души ищет, то
приходит Бог и полностью выметает дом.
А сейчас я выскажу кое-что, что не каждый поймет, хоть я
и говорю по-немецки. Просвещены будут только те, кто уже
затронут внутренним светом.
Взыскующее проникновенное зрение состоит не в том, чтобы
то войти, то опять выйти и снова смешаться с тварным миром.
Нет, истинное вхождение и внутреннее пребывание, при
котором искатель Бога превращается во взыскуемого Богом,
состоит также в том, чтобы, когда человек придет в этот
дом, в сокровенную глубину, все у него, что не есть Бог,
все бы от него целиком и полностью отдалилось, и все внутри
него так бы полно перевернулось и преобразилось, как он
никогда еще не испытывал, и так снова и снова.
Все знания и все светочи, все, что человек когда-либо
испытал и узнал, все полностью преобразуется в этом поиске.
В эти преображение и превращение человек, если он
полностью отдает им себя, забывает себя и подчиняется им,
человек заходит невыразимо более далеко, чем всеми делами,
знаниями и упражнениями, которые кто-либо может выдумать.
Кто полностью себя оставит, тому станет легко и светло, так
что, если он хочет, то в любой момент может войти вовнутрь
и вознестись над всяким естеством.
Но это естество всегда привязано к людям и всегда может
придумать что-то, к чему они имеют приязнь или склонность и
в чем видят свою опору. Оно содействует тому, что
большинство людей не знает покоя, поскольку они привязаны к
своему Я и к вещам, не желая отказаться ни от одного, ни от
другого, так что нужно много страданий, чтобы они научились.
Отрешенные люди могут освободиться и отказаться от
всего, на чем держится естество, и не имея ни
привязанностей, ни зацепок и ничего, на что бы опереться,
проникают в глубину и при этом остаются совершенно
бесстрастны и пусты, так что Бог должен войти в них и
совершить полное их преображение.
Кто вошел таким образом внутрь себя и позволил себя
преобразить, тот превзошел все дела и знания мира. Об этом
слова Христа: "Кто хочет прийти ко мне, тот пусть откажется
от себя самого и целиком посвятит себя мне!" Так должен
человек отказаться от себя и уйти от всех крепостей,
которые задерживают ею на пути истинного подъема и
возвышения.
Беспокойные пребывают при этом в больших соблазнах и
сомнениях. Они чувствуют себя потерянными, потому что не
могут ни от чего отказаться, думают, что все у них пропало,
пребывают во все возрастающем страхе и вопиют: "Господи, у
меня украли все светочи и все дары!" Это кончится только
тогда, когда они найдут покой или когда найдут Бога и
позволят Богу найти себя. Тогда они обогащенные любовью к
Богу превозмогут все.
Как-то мы сказали о драхмах, что у них есть свой вес,
что они должны иметь свою тяжесть. Это значит: душа должна
вследствие тяжести Богом все время сама собой падать вглубь
и всплывать, пока она туда падает, во всей своей чистоте и
ясности, какой она вышла из глубины света.
И, наконец, драхмы должны иметь свой отпечаток, свой
образ: душа должна быть не только создана по образу Божию,
а должна иметь тот же образ, что Сам Бог в Своей
Собственной Божественной сути. Ибо в этом образе Бог любит,
Бог взыскует, Бог познает и обретает Сам Себя.
Следовательно, душа становится совершенно подобной Богу,
Богообразной и Богосхожей; она вся состоит из благодати,
что присуще Богу по Его природе: погружением в Бога,
соединением с Богом она через саму себя возвращается к
Богу. И настолько она едина и богоподобна, что, если она
может взглянуть сама на себя, она не увидит никакой разницы
между Богом и собой. Или если она так взглянет, то увидит,
что она того же цвета и мудрости, как Бог, и блаженна в
этом видении, ибо Бог и душа полностью едины в своем
соединении.
Блаженны те, кто ищет Бога подобным образом и позволяет
Богу найти себя, чтобы Бог увлек ее в глубины души и Бога и
соединился с ней в одно неизъяснимым образом. Это
превосходит все, что может быть выражено словами.
Чтобы все мы шли этим путем, да поможет нам Бог!
|