http://domsovetof.ru/publ/dom_semjia/deti/kak_vospitat_nravstvennost_v_rebenke/33-1-0-1230 Кроха сын к отцу пришел, и спросила кроха: «Что такое хорошо, и что такое плохо?» Викпедия определяет нравственность, как внутреннюю установку индивида
действовать согласно своей совести и свободной воли — в отличие от
морали, которая является внешним требованием к поведению индивида,
наряду с законом. Нужно ли воспитывать нравственность в ребенке?
Какие воспитательные приемы применять? И почему такое разделение:
нравственность и мораль? Разве это не одно и то же? 
Нравственность – внутренняя установка ребенка. Откуда она берется?
Удивительно, но ученые утверждают, что за нравственное поведение
отвечает определенный участок мозга, который устраивает дискомфорт в
нашем организме, если мы поступаем неправильно. Включается такое
нематериальное понятие, как совесть, которая действует вполне
материально, оказывая влияние на наше физическое состояние. Понятия, что нравственно, а что нет, меняются со сменой поколений. В
девятнадцатом веке, наказание ребенка розгой считалось полезным и
необходимым. Розгу применяли и родители, и учителя. В двадцать первом
веке, такой воспитательный прием кажется диким. Если мои родители
рассматривали сожительство или сексуальный контакт вне брака, как
безнравственное поведение, и такое же понимание пытались привить мне,
то современное поколение рассматривает сексуальные отношения вне брака
само собой разумеющимися. К нравственному воспитанию в советское
время относили воспитание любви к Родине. У современного человека
понятие Родина размыто. Молодые люди все реже привязаны любовью к месту
рождения. Каждый решает сам, в какой стране ему учиться, работать,
жить. Старые моральные и нравственные нормы отжили и отошли в прошлое,
а новые? Новые нормы не устоялись, не сформировались в нечто конкретно
– незыблемое. Трудности современных родителей заключаются в том,
что нет практических рекомендаций, как воспитать нравственную личность.
И, даже на вопрос ребенка, что хорошо и что плохо, не всегда,
получается, дать ответ, который мы и сами не подвергали бы сомнению. Основным мерилом морали, на которое издревле ориентируется человечество, является Библия.
Это десять заповедей, данных Моисею Богом. Четыре из них, можно отнести
к религиозным предписаниям: Да не будет у тебя богов иных пред лицом
Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения Божества, не
поклоняйся и не служи идолам. Не произноси имени Господа твоего
напрасно. Помни священный субботний день; все дни делай свои дела, но
седьмой день - суббота Господу Богу твоему. Остальные заповеди
являются предписаниями морали: Почитай отца и мать. Не убей. Не
прелюбодействуй. Не кради. Не лжесвидетельствуй. Не желай дома ближнего
твоего, ни жены его, ни скота его, ничего из того, что у него есть. Закон Божий - религиозно-ориентированная учебная дисциплина,
существовавшая или ныне существующая в системе начального и среднего
образования в разных странах в разные времена. В курсе этой дисциплины
изучались/изучаются основы религиозной доктрины (как правило, для
религий, которые исповедует большинство или значительное меньшинство
населения этих стран). В Российской империи была обязательной для всех
учащихся начальной и средней школы. В СССР, в связи с атеистической
государственной идеологией, не преподавалась. В современной России, по
мнению некоторых критиков, учебные предметы «Основы православной
культуры» и «Основы ислама», которые преподаются в некоторых регионах
(иногда являясь обязательными для учебных заведений данного региона),
носят характер «закона Божия». Сторонники преподавания этих предметов в
России, как правило, оспаривают это, заявляя их «светский» и
«культурологический» характер. Это определение из Викпедии.

Нужно ли родителям ориентироваться на религиозные догмы, при желании
воспитать нравственность в своем ребенке? Или воспитание позитивного
отношения к жизни, или обучение религиозной морали? Между
понятиями духовность и нравственность часто ставят знак равенства.
Поэтому, в школах и других учебных заведениях рассматривается
духовно-нравственное воспитание, которое, по моему мнению, отличается
от религиозного воспитания. Исповедание, той или иной религии, должно
быть представлено свободному выбору. А вот, ответственность за
воспитание в ребенке позитивного отношения к жизни, лежит на взрослых. Жизнь сама дает понять, что плохо, а что хорошо. Ребенок испытывает
чувство вины, от совершенного им неправильного поступка, И здесь
вступает в силу главный жизненный закон – это Любовь. Чувство
вины – достаточное наказание для ребенка. И для того, чтобы это чувство
не переросло в комплекс неполноценности, необходимо научить ребенка
прощать себя за совершенные ошибки. Проявление любви и сочувствия к
провинившемуся ребенку, помогает формированию в нем позитивного
отношения к жизни. Ребенок, не научившийся прощать и любить себя, не
сможет в дальнейшем научиться любить и прощать окружающих его людей. Воспитание доброты и отзывчивости в ребенке возможно
только на личном примере. Родитель, желающий воспитать нравственную
личность, должен уделять внимание нематериальным потребностям ребенка,
таким как сочувствие, соучастие, беседа. Ребенку необходимо ощущать
свою важность и ценность. Только в осознании собственной ценности,
можно прийти к пониманию ценности всякого человека и жизни в целом.  Пребывая в окружении любви, ребенок учится любить людей и жизнь. Если в детстве Вы испытывали недостаток внимания и любви со стороны
родителей, не повторяйте этих ошибок в отношении своих детей. Нравственность это не только умение правильно себя вести, но и умение
любить. Любовь же, как известно: « Долготерпит, милосердствует, не
завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет
своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а
сорадуется истине; все переносит, никогда не перестает»
|