О БОЖЕСТВЕННОМ СОЗРЕВАНИИ
Царство Небесное подобно хозяину дома,
который вышел рано поутру нанять работников в
виноградник свой.
(Мтф. 20:1)
Евангелие сравнивает Царство Божие с виноградником, а
Христа с хозяином, который вышел нанять работников для
виноградника. Справедливо говорится, что вышел Он "утром" и
"рано", ибо в вечном рождении вышел Он из Отцовского сердца
и все же во все времена в нем остается.
В другом смысле Он вышел рано в человеческой природе,
чтобы вернуть нас в Царство Божие.
В притче говорится, что Он нанимал работников после
третьего и после шестого часа и еще раз после
одиннадцатого: когда Он видел праздно стоящих людей,
которые Ему на вопрос, почему они стоят праздно, отвечали:
"Нас никто не нанял". И этих последних, которые еще не были
привязаны к миру, еще были внутренне свободны и незаняты,
но еще и не узнали соблазнов и искушений мира, посылал Он
на праведный труд в свой виноградник.
Но все, кого Он звал, разными путями приходили к труду
на винограднике.
Одни были начинающими, которые разумным образом
посвящали себя внешним делам по собственному усмотрению и
застревали в наружном. При этом они воображали, что тяжкими
трудами, постом, коленопреклонением и молитвой они
достигнут особых высот. Вместо того, чтобы заглянуть в
глубину души, они смотрели вовне, на милости или немилости
света, и из этого возникали высокомерие и своеволие, уныние
и ожесточение, гнев и другие пороки.
Другие больше работали на самих себя, побеждая пороки и
преодолевая ошибки, они сознательно и разумно достигали
более высокой ступени и находили на ней такое блаженство и
удовлетворение, что упускали тем самым наивысшую.
Но третьи, которые были Хозяину милей всех, поднимались,
когда их нанимали, отдавая все что могли, и направляли все
свои чувства и помыслы только и единственно на Бога в себе.
Они не замечали ни удовольствия, ни пользы от того, что
делали, не думали и о Божественном даре или силе, которая в
них пробуждалась, но целиком внутренне обращались к Богу и
Его одного имели в мыслях, чтобы лишь Его воля действовала
в них и во всем сущем.
Тем самым они терпели и позволяли все, все воспринимали
как волю и дар Божий, возвращали Ему все, что получили,
чистым и незапятнанным и считали себя только и единственно
Его собственностью.
Они следовали при этом примеру воды, которая вольно
льется дождем на землю, собирается в ручейки и потоки и
течет в реки, которые возвращаются к своей первопричине
морю: так и они несут все свои дары и силы обратно в
глубину Божию, из которой они вышли, и снова текут туда
обратно и Бог для них – единственная опора и надежда.
Но хотя такая направленность человека уводит его от себя
и приводит к Богу, это не означает, что человек тем самым
полностью освобождается от своего естества. Пока его тело
на земле, оно подчинено всем своим законам.
Когда работник в винограднике, даже ради трудов там, ему
требуется какое-то пропитание. Работа длится целый день, на
еду же уходит только час, но она необходима, чтобы человек
мог работать. Ибо то, что он ест, расходится по его плоти и
крови, мозгу и костям и поглощается его работой. И когда
все съеденное уйдет в работу, он снова немного поест с той
же целью.
Точно также поступает достойный человек и с пищей
духовной: когда он чувствует в себе склонность к
самостоятельному созерцанию присутствия Божия, к осознанию
внутреннего света, чтобы получить силу сверху, то он должен
тратить на это по сравнению с его работой только короткое
время, ожидая его как пищи, нужной чтобы только немного
перекусить и взбодриться, пищи, которая уйдет в работу и
таким образом снова вернется к Богу.
Такие дары Божии, как телесно, так и духовно – в
его работе будут снова вознесены к Богу, питая его, таким
образом не ради его самого, и такие люди получают больше
даров от Бога.
Кто этого еще не испытал, тот должен целиком положиться
на Бога и позволить Ему действовать через себя. Тогда он
подобен благородной виноградной лозе, которая снаружи
кажется черной и корявой, но в ней скрываются живоносные
артерии и божественная сила, из которой произрастают самые
благородные плоды.
Из таких происходят лучшие работники на винограднике
Господнем: снаружи кажется, что они ничего собой не
представляют, но внутри, в глубине души, в которой они
ничего не хотят для себя, а хотят лишь, чтобы Бог один
проявлял в них свою волю, они пронизаны живоносными
артериями божественной жизни
Это – лозы, которые Виноградарь снабжает крепкими
подпорками, чтобы они не упали. Затем он окапывает
виноградник и выпалывает сорняки. Так же должен окапывать
себя человек внимательно наблюдая за почвой своей души, нет
ли там чего-то, что надо выполоть, чтобы божественное
солнце достигло своим светом до самого дна и смогло
проявить свою силу, так чтобы благородные грозди достигли
полной зрелости. Кто так подготовит свой виноградник, чтобы
Божье солнце могло бы действовать в нем беспрепятственно,
тот проявит самое благородное, что в нем есть. Поскольку
ничто низменное к нему не пристало и не помешало созреванию.
Даже если все злые силы сговорятся и выступят против
такого человека, чтобы навредить ему – они тем самым
только ускорят его созревание. И если они утянут его в
глубины преисподней, то даже и там раскроется в нем Царство
Божие, и все сделается светлым и благостным. Тому, у кого в
мыслях один только Бог, ничто не сможет навредить.
И, наконец, придет созревание, сдерживающие оболочки
будут становиться все тоньше, пока внутренняя сладость не
станет совершенной: так же и внешние препятствия делаются
все меньше, и внутренний свет все ярче...
Каждый раз, когда человек обращается внутрь, внутреннее
солнце Божие сияет ему все ярче, и так все существо его
делается пронизанным Богом, так что он внешние дела видит в
свете Божьем и Его глазами и все без препятствий получает и
отдает.
Тогда сами собой отпадают все внешние знания, обеты и
упражнения, поскольку он в них больше не нуждается.
Поскольку его дух погружается теперь только в сладкое
блаженство Божие, так что больше нет никакого различия
между его сутью и сутью Божьей. Теперь господствует такое
чистое тихое Единство, мгновение которого в тысячи раз
полезней и блаженней и угодней Богу, чем сорок лет духовных
упражнений.
Чтобы всем нам как плоду нашего внутреннего созревания
досталось такое Единство, да поможет нам Бог!
|