А.В.Пищуркова
(Статья из журнала «Сокровенное» №2/2003г. С10,)
Чтобы лучше понять, о чем пойдет речь,
договоримся о смысле, который я
вкладываю в слова «власть», «образ», «художественный».
Существует две власти над
человеком - Бога или сатаны: «кому вы отдаете
себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому
повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания
к праведности» (Римлянам 6:16).
Образ - это
сущность явлений материального мира в сознании человека. Совершенный
образ - это сущность вечной жизни, воплощенный во Христе Сыне
Божием.
Художественный - это
образное осмысление жизни в истинной или извращенной
форме. Художественный образ зависит от послушания художника конкретному образу мыслей:
Бога или сатаны.
Для размышления возьмем статьи Марины Цветаевой
«Искусство в свете совести» (том 5/1997г.),
Творческий человек, мыслит художественными
образами. Образ его мыслей несет отпечаток власти того, кому он себя поработил.
Читая статьи М.Цветаевой, можно открыть
принцип творчества, который присущ очень многим известным мастерам художественного образа.
Вот что она пишет: ««Двенадцать» Блока
возникли под чарой. Демон данного часа Революции (он же
блоковская «музыка Революции») вселился в Блока и
заставил его... Блок «Двенадцать» написал в одну ночь, встал в полном
изнеможения, как человек, на котором катались». Если верить, что эти слова М.Цветаева услышала от самого
А.Блока, то свидетельство говорит о многом.
ВЛАСТЬ демона, или вернее творчество под воздействием
демонического духа, владело А.Блоком, пока не отпустило. Почему
именно демонического духа? Потому что насилие над поэтом здесь явное. Любое
насилие исходит от сатаны. У человека в этот момент нет ни сил, ни желания,
чтобы отказаться, даже если он устал. Порабощение творчеством, одержимость
идеей, мыслью держат человека и не выпускают, требуя воплощения в словесной или
в другой форме. Зная все это, М.Цветаева не верила, что демон – это не
выдумки или образное слово, а воплощенное зло.
Об
этом она пишет: «Состояние творчества есть состояние наваждения. Пока не
начал obsession (одержимость-фр.), пока не
кончил possession (обладание-фр,). Что-то, кто-то
в тебя вселяется, твоя рука исполнитель, не тебя, а того. Кто он? То, что через
тебя хочет быть. Меня вещи*
всегда выбирали по примете силы, и писала я их часто - почти против воли. Все
мои русские вещи* таковы. Каким-то вещам России хотелось сказаться, выбрали
меня. И убедили, обольстили - чем? Моей собственной силой: только ты! Да,
только я. И поддавшись - когда зряче, когда слепо повиновалась...».
Это, действительно, ЗАХВАТ искусством, как она
дальше пишет: «К искусству подхода нет, ибо оно захват. (Пока ты еще подходишь - оно уже
захватило)».
Точь-в-точь такое же действие происходило с А.Пушкиным при
написании гимна чуме («Пир во время чумы»). Такое прославление смерти мог
навязать только демонический дух. На это не способен человек. Этого не будет
делать и Божественный посланник. Но есть в конце гимна попытка человека
вырваться из сети наваждения, но... Прочитаем этот гимн:
Есть упоение в бою
И бездны мрачной на краю,
И в разъяренном океане.
Средь грозных волн и бурной тьмы,
И в аравийском урагане,
И в дуновении Чумы!
Все, все, что гибелью грозит,
Для сердца смертного таит
Неизъяснимы наслажденья -
Бессмертья, может быть, залог!
И счастлив тот, кто средь волненья
Их обретать и ведать мог.
(Об этих последних двух строчках гимна разговор чуть
позднее). Весь гимн - наивысшая степень чувственного накала, напряжения.
Упоение в качестве наслаждения, когда человеческий разум перестает
контролировать происходящее вокруг, это обман. В этот момент человек не
понимает, что у бездны на краю его подстерегает гибель, а ему кажется, что
грозные волны и бурная тьма ему ни-
почем, а с ураганом он справится с помощью пылесоса (из рекламы), а с чумой он
просто договорится. Вот это обольщение! Вот это обманулись! Но может ли смерть
принести бессмертие? Обольщение говорит - да. Толкая на самоубийство, убеждает,
что это - праздник. Читаем у М.Цветаевой: «Если есть в этой жизни
самоубийство, оно не одно, их два, и оба не самоубийства, ибо первое -подвиг,
второе - праздник... Владимир Маяковский... кончил сильнее, чем лирическим
стихотворением - лирическим выстрелом. Двенадцать лет подряд человек Маяковский
убивал в себе Маяковского-поэта, на тринадцатый - поэт встал и человека убил».
А саму М. Цветаеву кто убил? Прославлять смерть, прославлять сатану,
прославлять мученический выход из этой жизни, чтобы войти в еще более страшные
вечные муки! Это самый обольстительный обман! Но тем, кто познал высшую степень
блаженства встречи со Христом, для того истинны слова: «жизнь - Христос,
и смерть - приобретение» (Филиппийцам 1:21). Вера во Христа - пропуск в
бессмертие. Бессмертие не в памяти потомков, а в реальности жизни для каждого
верующего человека. А если не так, то какие уж тут наслаждения. Вторая смерть -
вечная смерть, вечные муки. Восхищение смертью – это губительная власть зла.
Есть в конце гимна чуме (не поднимается рука написать ее с большой буквы)
две последние строки у Пушкина как попытка выйти из наваждения: «И счастлив
тот, кто средь волненья Их обретать и ведать мог».Марина Ивановна говорит, что
этого «мало, мало и вяло... Аллегория житейского волнения после достоверности
океанских волн! После всех ураганов и бездн! «Их обретать и ведать мог»
(повторение, ибо, обретая, уже ведаешь) ...не по-пушкински и не по-русски».
Права она в том, что А.Пушкин, желая
выразить выход из всех бед и несчастий жизни, опустился до уровня обывателя.
Над всякой стихией есть только одна власть и сила - Бог, управляющий этими
стихиями.
«Дана Мне всякая власть на небе и не земле»
(Матфея 26:18) - говорит Христос. В Нем Одном - конец всем стихиям и бесам.
А потому, знай Пушкин во время на писания трагедии «Пир во время чумы» лично
Христа как своего Господа, он бы закончил этот гимн истинной победой гимном
Христу: «Блажен, кто средь стихийного смятенья Христа бессмертного увидеть
смог!» Но на тот момент это было сокрыто от поэта, а поэт был открыт для сил
тьмы.
Обращения людей к гадалкам и увлечения
спиритическими сеансами не проходят даром. А.Пушкин поверил в нагаданную
судьбу, а А.Блок увлекался спиритизмом. Губительность оккультных связей
проявилась у них и в захвате искусством. Трагедия в том, что этот
обольстительный обман нравится творческим людям, не ведающим, что это зло. Они
дорожат этим, боготворят это чувство власти над другими. Оккультное знание,
которое дается им только на одно мгновение, повторить уже невозможно.
М.Цветаева называет его «прохожий секрета». Надо искать все новые и новые ощущения.
В этом суть усиления рабства.
Сверхъестественная насильственная
власть художественных образов над человеческой душой не творит истины. Но
произведения гениев часто указывали на нее. Множество этих образов до сего дня
волнуют воображение миллионов людей. Происходит захват смотрящего или читающего
обывателя-зрителя. А последствия разные - или на жизнь, или на смерть: чем
живет душа, что ищет, то и находит. Это ее выбор.
А цена, положенная ради воплощения
этих художественных образов? Слишком велика. Это цена жизни. К сожалению, конец
жизни, да и сама жизнь под властью художественных образов, когда прославляется
не Бог, а человек, его страстные чувства, была всегда трагична. Не хочется
говорить о том, кто и какую унаследовал вечность, потому что этого не дано
знать ныне живущим. Известно, что все, живущие под «властью духов злобы поднебесных»,
прославляющих земную тщетную славу, закончили жизнь трагически. Они видели в
самоубийстве избавление, в смерти - покой. Это ложь. После смерти будет суд у
Бога (Евреям 9:27).
Но кто отдал себя в Божью благую волю
и власть, тот силы обновляет в Боге, а не в произведениях искусства, богатстве
и славе, ибо написано:
«А надеющиеся на Господа обновятся в
силе; поднимут крылья, как орлы, потекут, и не устанут, пойдут и не
утомятся» (Исайя 40:31).
Бог управляет и благом и злом, все в Его власти. Бог может употребить каждое
художественное произведение для Своих целей, потому что в Его власти даже
ослице дать способность заговорить, чтобы вразумить безумца, летящего в бездну
вечной смерти - вечного разделения с Богом.
Человек выбор делает на земле:
поклонение Богу или идолу. Кого выберет мыслящая душа, с тем Бог и оставляет
душу. У «Врат ада» скульптор Огюст Роден неслучайно поместил Мыслителя. В аду
думать будет слишком поздно, там выбора нет. Отлитый в бронзу «Мыслитель»
установлен на могиле скульптора. Это что – ирония смерти или сатаны?
Ложное поклонение, в данном случае
искусству как идолу и его кумирам, губительно. Человек, оставаясь под его
чарами или властью, думает, что он богат, но не знает, что он «несчастен, жалок,
слеп, нищ и наг» (Откровение 3:17).
* Вещь - это поэтические произведения М.Цветаевой,
созданные ей под воздействием духа,
покорившего ее своей воле.
|